Лианита, здравствуйте. Добро пожаловать на форум!
Вы хорошая няня:
- сочувствуете замордованной маме, хотя пока она скорее усложняет Вашу работу;
- стараетесь поставить перед собой реалистичные задачи, временно отказываясь от других;
- после первой же встречи с непростым ребенком занялись поиском необходимой информации по проблеме, явно собираясь ее успешно решить.
Здорово!
Я согласна с Влади – нужно ограничить функции и согласовать это с мамой.
Согласна с Дитте – было бы ОЧЕНЬ хорошо иметь в распоряжении свободную комнату для игр с ребенком, желательно – с минимумом бьющихся дорогостоящих вещей.
Я думаю, Ваша основная задача на ближайшие несколько посещений этой семьи – по максимуму ЗАНЯТЬ ребенка АКТИВНЫМИ играми. Вам не нужно пытаться ограничить его в его бешеной активности, сейчас нужно направить ее в мирное русло. Мирное, но активное. Причем такое, чтобы Вам не приходилось бегать за ним, отставая на два метра, а напротив, чтобы он с интересом взирал на Ваши действия и с удовольствием выполнял бы Ваши указания. Как верно замечено в одной хорошей книжке, главное – отдавать такие приказания и в такое время, что они просто не могут быть не выполнены. Мальчик с высокой вероятностью БУДЕТ Вас слушать(ся), если Вы будете предлагать ему интересные и активные игры, соответствующие его потребностям и интересам. Возможно, у Вас не получится «попасть» в его интересы с первого раза, но сама активная позиция поиска того, что соответствует ребенку, несомненно, будет оценена. Только сначала я бы поговорила с мамой и получила ее «добро», т.к. ее недоуменные взгляды или запреты в разгар игры – совсем не то, что Вам нужно.
Давайте пофантазируем, что может понравиться мальчику. Надеюсь, форумчане Вам еще «подбросят» идеи из собственного игрового опыта.
Что мне приходит в голову:
- прыжки на мат или на мягкие диванные подушки с разной (но безопасной) высоты. Сюжет при этом можно предложить любой, и менять его из раза в раз, если игра понравится (лягушата прыгают в воду и громко кричат «плюх» при приземлении; из самосвала высыпают камни; приземление парашютиста, самолета; обвал в горах; и т.д.);
- битва мягкими легкими длинными палками (вводятся минимальные правила – н-р, не бить по лицу);
- этими же палками гонять воздушные шары, мячи («хоккей»), бить по мату – кто громче, т.п.;
- бегать по комнате недалеко от мата, когда услышишь хлопок (Вы хлопнете) – срочно упасть на мат. Опять же лучше с сюжетом;
- в ванной на стену прилепить плоские игрушки, которые можно смыть водой и «стрелять» в них из спринцовки, шприца (без иглы), т.п. – чтобы они падали вниз. Вариант – сначала сделать рисунки на стене (н-р, если кафель) смываемыми красками, а потом их смывать (можно «тушить пожар», «поливать гриб», «разбивать бронсбойтом завал», др.). Вариант – сначала заляпать стену (кафельную) хорошо смываемой глиной, потом «смывать завал, пробиваться через шахту», т.п.);
- кидать шарики, кубики, т.п. в какую-нибудь емкость, при попадании в которую они издают громкий звук (деревянные кубики в большую кастрюлю, т.п.);
- проползти «партизаном» из одной комнаты в другую, дальнюю – только ползком, не оттопыривая попу, если поднялся выше – «дзыньк» - пули свистят над головой;
- стрельба из пистолетов с присосками (или стреляющих легкими шариками, т.п.) во что-нибудь, издающее громкий звук при попадании;
- «бой» бумажными снежками, совместно изготовленные перед боем (у кого больше «снарядов», у того больше шансов на победу) + в качестве бонуса рассказ о снежной зиме и снежных забавах, желательно – с видеорядом;
- музыкальные импровизации на детских барабанах, всякой перкуссии (перевернутые кастрюли, деревянные ложки, и т.п.) под детские песни (на магнитофоне).
- ...
При этом иметь в виду:
- готовить игры «с запасом» - что-то не пойдет, мало на чем задержится надолго. Но если вдруг долго занимается одной игрой – пусть играет;
- если можете участвовать в игре сами – участвуйте;
- если можно привлечь в игру младшую сестренку – привлекайте, обеспечив безопасность (прыгать на маты – разные, не рядом, или по очереди, если получается соблюдать очередность, кидать кубики – в разные кастрюли, чтобы никто не оказался «на линии огня», т.п.);
- смена сюжета (при одних и тех же действиях) поддерживает интерес к игре;
- хвалите ребенка за все, за что можно похвалить, особенно за малейшие продвижения (даже намеки) в ту сторону, в которой Вы заинтересованы (дождался очереди, выполнил инструкцию, пробежал мимо мамы (сестренки), не задев ее, т.п.);
- в каждый следующий приход приносите с собой что-нибудь новое для игры (если нужно что-то купить – может быть, получится это согласовать с мамой (через некоторое время она скорее всего будет очень заинтересована в продолжении Вашей работы у нее), многие игровые предметы можно изготовить из подручных материалов).
- по мере укрепления контакта с ребенком можно будет вводить более спокойные игры, на которые он сейчас не идет.
Еще я бы согласовала с мамой мелкие вопросы ухода за ребенком – кто из вас отводит ребенка в туалет и пр. Когда функции распределены понятным всем образом, ребенку легче себя контролировать, чем когда все перемешано.
Да, еще – про пение алфавита. Возможно, мама имела в виду - подбросить Вам идею чем позаниматься с ребенком для того, чтобы его занять (занять больше, чем научить). И если идеи «занятий» будут исходить от Вас, она на этот счет успокоится. А если идея выучить алфавит ей сильно дорога, можно будет включать алфавит элементом в игры, и ребенок выучит его по-другому. Но лучше это отложить пока, как советует Влади.
Удачи!
Элина.