В принципе, отличаются. Но я иногда сталкиваюсь с тем, что некоторые специалисты путают или смешивают такие понятия, исходя из своих собственных представлений о том, "как должно быть".
Термин "снижение социального интеллекта", я бы применяла скорее к детям с аутистическим типом развития. С оговорками, к детям, которые на когнитивном уровне не понимают правил и норм поведения (именно не понимают, а не "не умеют себя вести").
Термин "критичность" означает и способность учитывать и исправлять свои ошибки (начиная от выполнения заданий и оканчивая планированием) и более взрослое умение определить степень своей вины в том или ином конфликте или в какой-то ситуации. Это доступно не всем взрослым, а детям с пресловутой "незрелостью" тем более. Иными словами ребенок с незрелостью ЭВС по определению не может быть критичен (соответственно своему биологическому возрасту).
"Незрелость ЭВС" означает, что уровень развития эмоциональной сферы ребенка и его волевых качеств ниже возрастной нормы. Это проявляется в том, что семилетний ребенок, может вести себя как трехлетний малыш – капризничать, вести себя эгоистично, не понимать нужд и потребностей других людей, не уметь ждать, не понимать, когда нужно потерпеть. Эмоции такого ребенка, в большей степени степени, управляют им, чем это можно было бы предполагать исходя из возраста и интеллектуального развития ребенка. Поэтому, реакции такого ребенка импульсивны, он эгоцентричен и часто не до конца понимает и чувствует нюансы межличностных взаимоотношений. Такие понятия как способность к дружбе, любви, понятие о справедливости и все прочие «высшие чувства» для него недоступны или формируются со значительной задержкой или в неполной мере.
Малек, есть даже более подходящее название для этой сферы эмоционально-регуляторная. Как я уже писала выше - если ребенок не может произвольно оттормозить эмоцию (страха, радости и проч.) его поведение будет импульсивным, несдержанным.
По сути, социализация - это навык управления своими эмоциями с учетом интересов других людей. И регуляторная функция тут очень значима, иначе эмоции захлестывают и переливаются через край.
Если такой ребенок хочет конфету, то это будет "вот-прям-счас-немедленно-ааааааа!!!!", а не "хорошо мамочка, я подожду", то есть ему трудно отрегулировать свое поведение исходя из требований взрослых или ситуации.