Добрый день!
Я очень хочу проконсультироваться. При чем понимаю что консультация мне нужно просто для того чтобы хотя бы как-то структурировать ту кашу в голове которая у меня сейчас, и она сформируется наверное пока я буду писать свой вопрос.
Сын, 2009г.р. довольно тяжелые и долгие роды, прокол пузыря, меконий в водах, долгий безводный период, давили на живот в родах очень много. Аспирационный синдром. В итоге родился естественным путем.
До школы я не подозревала никаких проблем в поведении. Сама ориентируюсь на осознанное родительство. В саду проблем не было, в любом случае не больше чем у других ребят. С воспитателями нам повезло как я считаю, группа в саду была очень дружная, у сына были друзья, хорошие отношения со всеми.
Как только началась школа – вот тут начались проблемы. Первые 2 года сложились очень не удачно. Пока еще не могу до конца отработать чувство вины которое испытываю за то что сообразила только к концу 2 класса, что с учительницей нам не договорится.
Короче говоря, ребенок очень не охотно занимался, ну в первом классе нет ДЗ и оценок, поэтому мы как то не особенно замечали проблемы. Во втором классе звонки от учителя стали очень частыми. Жалобы на то что Ваня плохо занимается, не хочет учится, отвлекает ребят на уроке и все как по учебнику по СДВГ в общем. Хотя тогда я понятия не имела о СДВГ и не понимала что же мы делаем не так.
Учительница очень быстро определила ребенка в изгои класса. Потом уже, разбираясь в том что происходит, я поняла что учитель сделал ВСЕ чтобы СДВГ расцвело во всех красках. Сажала на задние парты, никого к нему не сажала, постоянно в классе при всех сравнивала его с другими учениками (в негативном контексте конечно). Не могу сказать, что в эти 2 года мы с мужем оказывали должную поддержку ребенку. Нарастало это медленно, как снежный ком. А после очередного звонка учителя наступало отчаяние, бессилие, страх. Конечно, мы его ругали
Осознанное родительство сменялось старой советской моделью поведения родителей, то как нас воспитывали с мужем. Не так жестко конечно, но сейчас я понимаю что наше отношение к ситуации конечно усугубляло проблемы.
Основные жалобы учителя под конец второго класса были уже о приступах агрессии и гнева ребенка в школе. Рассказывала с трясущимся голосом, мол с ребенком явно что-то не так.
Потом на очередном родительском собрании я услышала от учителя фразу «я же не могу поставить ребенку 5 по ИЗО за прекрасно выполненную работу, если он ее не правильно подписал» (не в том месте, где НАДО было). Тут у меня в голове щелкнуло. не могу сказать что это единственная претензия, просто это была последняя капля которая меня заставила перестать оправдывать учителя, а увидеть все как есть на самом деле. Во-первых я поняла что от учительницы этой надо бежать, во вторых появилось желание обратиться к детскому психологу.
Мы перешли в другую школу, с новой учительницей мы сразу установили контакт, я с ней очень часто созваниваюсь и мы минут по 40 можем обсуждать Ивана.
Первые несколько сессий с психологом у нас были без Вани. Я абсолютно убеждена была, что любые проблемы ребенка это в первую очередь какие-то проблемы, которые надо корректировать в родителях. Было абсолютно уверенное убеждение, что мы что-то делаем не так.
Психолог нам всем ставил ПТСР, мол после контакта с учителем который нанес всей семье кучу травм, главным образом ребенку. По нашему описанию проблемы, и по нашему описанию ребенка у врача не возникало подозрения на СДВГ. Просто не повезло с учителем.
От нового учителя в свою очередь я слышала похожие жалобы на Ваню, хотя в целом это были и не жалобы. Она просто рассказывала как Ваня себя чувствует в новом классе, и за несколько месяцев 3го класса ситуация сильно изменилась, по сравнению с прошлой школой. Я долгое время была уверена в том, что это действительно была травма, что ребенку теперь в принципе тяжело доверять школе как системе и потребуется время чтобы это доверие восстановить. К новогодним праздникам мне учительница уже рассказывала, что вспышек ярости почти нет, что у него появились друзья и т.д. Ваня мне рассказывает, что школа ему нравится, даже часто рассказывает про девочку, которая ему нравится, про друзей.
Дошли к детскому психотерапевту с Ваней первый раз только в январе. Да, я всегда видела что Ваня у меня активный ребенок. Но на сессии (удивительно) его гиперреактивность проявилась во всей красе. Одной сессии было достаточно, чтобы психотерапевт нам сказал, что у Вани СДВГ, такое прям типичное поведение у него. Только тогда я вообще первый раз услышала о том, что же такое СДВГ. В итоге рекомендации психотерапевта – больше спорта, больше секций которые ему интересны, больше дисциплины и все наладится.
Я начала активно изучать информацию по СДВГ, увидела что это действительно все на столько про Ваню… Как я могла этого не замечать?
Но в то же время, из РЕАЛЬНЫХ жалоб у нас сегодня только одна – вспышки гнева в школе. Дома таких вспышек (которые описывают учителя) просто не бывает. Да, я вижу что ребенок импульсивный и быстро переходит в гнев. Я с ним часто это обсуждаю, у меня нет запрета на негативные эмоции, единственное условие – экологичные способы выражения этих эмоций. Если разозлила сестра – можно порычать, побить подушку (или покричать в подушку), пытались практиковать НАРИСОВАТЬ злость. Дома в целом у меня получается ему помогать справляться с этими вспышками. В школе наверное тактика другая.. и там он может перевернуть стул, порвать тетрадь. Это бывает редко, но бывает.
Начала разбираться из-за чего у ребенка эти вспышки возникают. По обрывочным рассказам ребенка и учителя собрала картинку воедино – когда Ваню пытаются оставить после уроков (он говорит что не хочет/не может) доделывать то что он не успел сделать на уроке, сделать работу над ошибками и т.д. Не каждый раз при такой попытке есть агрессивная реакция. Как правило это совокупность каких-то событий: наказали на уроке по ИЗО за то что пел песенку на уроке, затем поссорился с одноклассником на перемене, и в тот же день учитель пытался оставить после уроков и тут Ваня взрывается.
Я понимаю что тут в первую очередь, наверное надо договариваться с учителем. А параллельно продолжать учить ребенка осознавать свои эмоции и учить экологично выражать их. Но есть проблема: наш папа регулярно позволяет себе в присутствии детей выражать свой гнев совсем НЕ экологично. Я боюсь что этот постоянный пример перед глазами сына перечеркивает все мои труды (то как я учу его справляться с гневом). Вопрос первый – действительно ли это так? Получается что мы сможем помочь справляться со своим гневом ребенку только если ПАПА (в нашем случае) сможет сам этому научится и давать пример ребенку?
Еще важно отметить кстати, что у ребенка случается ночной энурез. И я давно заметила, что в моменты стрессовых ситуаций (вот особенно первые 2 класса в школе) это носит прям вот регулярный характер.
Я сама сейчас пошла на психотерапию. В результате кучи событий я «заработала» тревожное расстройство, поняла это только после череды панических атак и продолжительной бессонницы. Опять же, по-прежнему считаю, что психотерапия РОДИТЕЛЯ на много эффективнее детского психотерапевта, если приходится делать выбор или или. Было бы конечно не плохо, чтобы оба родителя занимались ментальным здоровьем, но наш папа пока к этому не готов. А еще было бы лучше если бы ВСЕ ходили к психотерапевту, но на это у нас уже не хватит дохода, по крайней мере сейчас. Поэтому я пока что действую по принципу действий в самолете: «сначала надень маску на себя, потом на своего ребенка».
Так вот второй вопрос, наверное еще глупее первого: не совершаю ли я ошибку, что в данный период свою терапию ставлю превыше детского психолога? Возможно, ли в нашем случае справиться самообразованием, может какими-то семинарами, чтобы скорректировать поведение ребенка в школе? По крайней мере на данном этапе? Или может у Вас будут другие рекомендации? Вдруг я упускаю время…
Я все время убеждаю себя в том, что у Вани СДВГ не очень ярко проявляется. Я вижу что у него прекрасно получается учиться и даже концентрировать внимание в достаточной мере, пока ему это интересно. Точнее даже пока нет какого-то внешнего давления. С домашним заданием он справляется, оценки не плохие. Вне школы я вижу его абсолютно обычным ребенком, возможно немного активнее остальных. Попрыгает, побегает. Никаких истерик, никакой агрессии.
Но порой я начинаю сомневаться в своих убеждениях, не обманываю ли я себя? Не «убегаю» ли от диагноза?
Буду очень благодарна за любые комментарии, я как то запуталась.