| Особенности усвоения материала после чтения | |
|
Автор | Сообщение |
---|
Луналик
География : МО (дальнее) СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2007
Сообщения : 579 Регистрация : 2017-04-26
| Тема: Особенности усвоения материала после чтения Пт 21 Июн 2019 - 13:54 | |
| Всем доброго дня. Нужен совет мам, которые смогли хоть как-то решить проблему. Сын СДВГ, читает (читает вроде неплохая скорость, но усвоение материала почти равно 10% из 100%). Пример: читает учебник истории, прочитал за 2-3 дня. Задаю вопросы и ..... начинается полная каша. У него выборочное внимание, даже какое-то поверхностное (простите, не владею терминологией в этой области). Бабушка вышла из положения: заставляет его пересказывать текст (на мой взгляд (только мой), это не лучший вариант - процедура затягивается - ребенок читает еще несколько раз и несколько раз пересказывает). Если текст короткий - нет вопросов, но читать 5 раз Дубровского, для меня не вариант. С историей, обществознанием и прочими предметами - я стала просто покупать тетради, в которых можно проверить знания. Но есть художественная литература... Я предложила ребенку вести читательский дневник, проводить так какой-то минимальный анализ, разбор эпизодов и прочее. Признаюсь, что сама я стала медленнее читать, так как вместе с чтением приходится одновременно производить анализ прочитываемого текста. Вот сижу и думаю как мне приучить ребенка 12 лет к этому. Это у меня такая проблема только? Задавала вопросы родителям, многие замечают, что именно в 5 классе дети начали более глубоко воспринимать текст, мой сынуля - до сих пор стоит на месте в этом направлении. НО: подмечаю - часть книг сын регулярно перечитывает, перелистывает (вероятно интуитивно пытается произвести самостоятельно работу с текстом, но не знает как это сделать более продуктивно). Жду советов. |
|
| |
Гофля_
География : * СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : **
Сообщения : 1886 Регистрация : 2015-10-14
| |
| |
Хмурое утро
География : Санкт-Петербург СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2005, 2006 (тем)
Сообщения : 4748 Регистрация : 2018-10-09
| |
| |
Мэв
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2001 Денис
2003 Максим
Сообщения : 34898 Регистрация : 2011-12-30
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Пт 21 Июн 2019 - 15:07 | |
| Луналик, кроме пересказа ничего и не знаю Микротему в учебнике иногда трудно сразу, разделяли на более мелкие части Опорный план помогает ещё, особенно если протеста на письмо нет Худ.литер. -Тоже пересказ в целом или нужными кусочками, для сочинений помогает найти нужное в тексте и почитать ещё раз А сразу весь учебник,мне кажется, и нереально дельно пересказать. Так и запомнятся какие то яркие моменты и в целом картина, а детали вряд ли могут отложиться в голове |
|
| |
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
Сообщения : 25995 Регистрация : 2012-05-20
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Пт 21 Июн 2019 - 16:27 | |
| Учить писать Опорный план, в процессе чтения. Да это делает чтение сложнее и дольше. А что толку читать быстро, не усваивая смысл? Мы ж читаем для того, что бы выудить информацию( имею в виду чтение школьных учебников). И да, учиться пересказываться. Брать сначала простые рассказы, писать по ним опорный план.( герои, основная мысль, вывод) Потом, глядя в опорный план пересказывать. Это гиморно и долго. По другому не знаю как.... имхо, другого пути нет, если само не приходит. |
|
| |
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
Сообщения : 25995 Регистрация : 2012-05-20
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Пт 21 Июн 2019 - 16:29 | |
| - Хмурое утро пишет:
- Сам читает... Да еще и пересказывает
А пробовал ли ребенок читать что-нибудь сугубо развлекательное? Там смысл тоже ускользает? Плюсуются к вопросу? Надо это понять, что бы понимать, реально не понимает прочитанное или не понимает, т к текст сложный.. |
|
| |
Летка
География : Пермь СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2000 - темат., 2006 - темат.
Сообщения : 1153 Регистрация : 2015-01-08
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 10:03 | |
| Луналик, я тоже пошла по пути постоянного пересказа. По произведениям программным пишет развёрнутый план, ищет, где начинается и заканчивается какой-либо эпизод или микротема. В шестом классе произведения уже достаточно серьёзные, и все эти конспекты, я надеюсь, пригодятся потом. Но только после написания такого плана он начинает понимать логику и смысл всего произведения. Читаем вместе каждый вечер. Приучила спрашивать значение любого незнакомого слова или выражение - сама постоянно его об этом спрашиваю, как понимает, что присходит, почему кто-то что-говорит и делает. Раньше он вообще терял, например, в диалоге, какой герой что говорит и кто ему отвечает. Какой уж тут смысл! В ответе за это жуткий ДВ. (( Потому что действительно интересные и понятные ему произведения воспринимает хорошо. Особенно пошли просто на "ура" рассказы Зощенко для детей. Читал взахлёб и помнит все. Другого пути не нашла. Долго и нудно - для меня особенно. Но постепенно все лучше и лучше. Сейчас с ним можно беседовать по произведению, начинает анализировать и сам иногда раньше моих вопросов даёт оценки происходящему, когда читаем. Хвалю)) а он говорит, что начинает мозгами читать, а не только языком )) Сама по себе скорость чтения тоже очень хорошая. |
|
| |
Cilley
География : Россия СДВГ-статус : Мама Сообщения : 19438 Регистрация : 2010-03-05
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 10:31 | |
| - Луналик пишет:
- Вот сижу и думаю как мне приучить ребенка 12 лет к этому. Это у меня такая проблема только? Задавала вопросы родителям, многие замечают, что именно в 5 классе дети начали более глубоко воспринимать текст, мой сынуля - до сих пор стоит на месте в этом направлении.
Скоро 14. Аналогичные проблемы, коллега. Замечено - чем образнее язык, тем хуже понимание текста. Работаю "переводчиком" с русского на русский. Темп и качество усвоения материала по устным предметам падает. С удовольствием послушаю советы. Ибо фигово всё.. |
|
| |
Мэв
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2001 Денис
2003 Максим
Сообщения : 34898 Регистрация : 2011-12-30
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 10:56 | |
| Я переводчиком и в седьмом классе работала. В восьмом просто бросила это гиблое дело. Протесты и истерики задолбали, уже я больше не смогла. И без того разговаривать стал почти всегда матом((( Иногда спрашивала- про что параграф- в общих чертах двумя тремя предл отвечал и все Опорные конспекты не прижились. Как то научился вычленять хоть пару главных мыслей наряду с яркими не главными Короче, никакие ухищрения не прижились у Макса, идёт своим путём. Ползёт точне. Или пролетает мимо))) |
|
| |
Melisa
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011
Сообщения : 1465 Регистрация : 2017-12-29
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 13:43 | |
| Луналик, а что у ребенка с восприятием на слух?В любом случае для изучения литературы стоит использовать аудиокниги, фильмы, спектакли. Аудиокнига, прочитанная хорошим актером воспринимается легче ,чем печатный текст за счет эмоциональной окраски. Кроме того сложные неизвестные ребенку слова актер читает верно, с правильным ударением. Читать Дубровского пять раз действительно проблематично, аудиокнигу пять раз прослушать - легко. Пьесы лучше сразу смотреть с книгой в руках, именно так моя дочь "прочитала" Вишневый сад за пару часов под спектакль Малого театра). Вместо того чтобы несколько раз перечитывать параграф, можно прочитать его один раз вслух с записью на диктофон. И наслаждаться звуками собственного голоса столько сколько надо, при этом можно заниматься другими делами. Именно так я сама готовилась к экзаменам в институте. |
|
| |
Melisa
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011
Сообщения : 1465 Регистрация : 2017-12-29
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 14:03 | |
| Когда росли мои старшие, у нас был диск с рассказами Чехова. Читали их разные актеры, но все делали это мастерски. Мы рыдали от смеха всей семьей. Некоторые рассказы дети знали наизусть. При самостоятельном чтении, уверена, такого эффекта бы не было. |
|
| |
Синий Кит
География : Россия/Ближнее Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2008 (тем), 2016
Сообщения : 13311 Регистрация : 2015-05-18
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 18:13 | |
| Читать по главам, а после каждой главы готовить задания: вопросы, на которые надо ответить письменно, или вопросы с вариантами ответов (так проще человеку). Но гемор, да |
|
| |
Cilley
География : Россия СДВГ-статус : Мама Сообщения : 19438 Регистрация : 2010-03-05
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 18:36 | |
| Мелиса, мой очень плохо понимает устную речь. Вообще всё мимо головы. Сейчас читаем на ночь вслух с компьютера. По-очереди, с выражением. Когда я читаю по лицам, он следит за текстом на экране. Про Чехова - не понимает Чехова вообще. Поскольку Чехов - это нюансы. Это не прямо, не в лоб. Я даже хотела пример привести - какого рода тексты моему товарищу особенно тяжелы для понимания: Чехов! Я пл ачу после его ответов на вопросы - а о чем здесь говорится? Это ужасно. Сразу сомнения в его айкью, уровне развития, будущем и вообще, принадлежности к роду человеческому)))) К счастью, Антон Палыч в программе не чаще раза в год. |
|
| |
Melisa
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011
Сообщения : 1465 Регистрация : 2017-12-29
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 19:09 | |
| Силли, в таком случае смотреть кино)). У меня средняя дочь тоже не очень устную речь воспринимает. Если старшая произведения, которые я ей в начальной школе читала, в сочинении в ЕГЭ использовала ( те помнила автора, имена героев и сюжет), то у средней так не получилось - она только примерно сюжет помнила и ни одного имени). Ну вот она все ,что экранизировано смотрит. |
|
| |
Cilley
География : Россия СДВГ-статус : Мама Сообщения : 19438 Регистрация : 2010-03-05
| |
| |
Melisa
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011
Сообщения : 1465 Регистрация : 2017-12-29
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Сб 22 Июн 2019 - 20:45 | |
| Силли . У тематического сына школьная программа с 1го класса без адаптированных текстов. Ага, сразу в 1 классе Чехов (Каштанка). Ребенок проникся, плакал. Когда задавали домой перечитывать некоторые места пропускал, не мог читать. Вот у него нет проблем с восприятием сложных текстов. Не знаю благодаря такому подходу или в любом случае так было бы. Не знаю. Мальчик своеобразный у меня. До школы с детьми почти не общался, да и сейчас нормально общается только на интересные ЕМУ темы. Детей со стороны наблюдает и что-то там анализирует...математически). |
|
| |
Луналик
География : МО (дальнее) СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2007
Сообщения : 579 Регистрация : 2017-04-26
| Тема: Re: Особенности усвоения материала после чтения Пн 24 Июн 2019 - 8:42 | |
| О.... сколько советов. Спасибо. Супер. Дамы: 1. Спасибо за поддержку (понимаю, что не только у меня такая проблема).2. Запретила сыну читать весь учебник истории целиком (прочитал параграф... сделай в тетради задание по нему)...а то ему действительно интересно и он воспринимает яркие моменты, история - это предмет нюансов. Судя по литературе - тоже самое ... Пусть планы пишет (Летка, спасибо за дельный совет). Аудиокниги я запретила дома, так как вместо чтения началось их поголовное прослушивание. Но теперь, пообщавшись - прихожу к мнению, что 2-3 раз можно фрагменты и прослушивать. Может кто-то посоветует пособие, по которому можно научить конспектировать ребенка? Был вопрос как он воспринимает текст, который ему интересен? Учебник истории он читает за 1-2 дня, так как ему это интересно. |
|
| |
| Особенности усвоения материала после чтения | |
|