Я часто сталкиваюсь с утверждением, что детский аутизм каким-то образом был «открыт» более или менее таким же образом, как транзистор был изобретен в 1950-х годах. На протяжении десятилетий нас информировали, например, о том, что Лорна Уинг открыла доступ к диагностике аутистического спектра англоязычному миру или что за десятилетия до этого Лео Каннер стал пионером исследований аутизма. Наконец, переводчик Сула Вольф перевела гораздо более ранние очерки по клинической психологии Груни Ефимовны Сухаревой с русского на английский, но затем сделала фактически неверное заявление о том, что этот преданный советский исследователь действительно открыл аутизм. Приведу типичную оценку:
"Груня Сухарева стала первооткрвательницей детского аутизма, впервые выделив и описав его как отдельное состояние в 1926 году. И это за 20 лет до классческих статей психиатров Лео Каннера и Ганса Аспергера."
"Grunya Suhareva was the first to discover Childhood Autism. She defined and described it as a separate condition in 1926. To think this came about 20 years before the classic articles published by psychiatrists Leo Kanner and Hans Asperger!"
Приведенное выше утверждение, на мой взгляд, неверно. Базовое изучение эссе Груни Сухаревой показывает, что она описала симптомы и клинические характеристики шести детей и резюмировала каждый конкретный случай с диагнозом. Диагноз в каждом случае был одинаковым: Verschrobene, Психопатическая личность. Эти диагностические термины отнюдь не были незнакомы или неизвестны коллегам Груни Ефимовны. Термин «Verschrobene» или «Degenerierte Verschrobene» уже применялся в психиатрии для описания пациентов, более или менее идентичных тем, которые представлены в эссе доктора Сухарева. То, что сбило с толку так много людей, просто заключается в том, что рассматриваемое патологическое состояние ранее рассматривалось как часть шизофренической группы неврологических вариаций. Доктор Сухарева, по сути, входила в значительную группу психологов и генетиков, которые были убеждены, что существует подтип шизофрении, называемый шизоидным расстройством личности, который отличается от шизофрении. Все считали, что это заслуживает отдельной диагностики.
"Термин "шизоид" не нов, он взят у Блейлера. Не ново также и то, что есть группа психопатов, которая в своей симптоматологии имеет какие-то сходные черты с шизофренией, они описаны Крепелином в его типе "Verschroben"; Birnbaum'ом в его "Degenerierte Verschrobene". Из русских авторов проф. Ганнушкин еще в 1912 г. писал о шизофренической конституции." ( Груня Сухарева)
"The term 'Schizoid" is not new and is derived from Bleuler. Neither is it uncommon knowledge that there is a group of psychopathic personalities who, so far as their symptomology is concerned, share similar traits to Schizophrenia. These are described by Kraepelin with reference to his "type Verschrobene" or by Birnhaum in his "Degeneriete Verschrobene". On the Russian side, Professor Ganushkin as far back as 1912 wrote of the Schizophrenic Constitution". (Grunya Suhareva).
Здесь должно теперь стать ясно, что Груня Сухарева работала под руководством профессора Ганушкина и сотрудничала с разными европейскими психологами. Многие из них пытались отличить шизоидное расстройство от шизофрении.
Теперь перейдем к следующему шагу:
Как было подтверждено, доктор Сухарева также поставила своим шести пациентам диагноз «Психопатическая личность». Дж. Кох был первым психиатром, который ввел термин «психопатия» в свою книгу «Die Psychopathischen Minderwertigkeiten» в 19 веке. Сухарева действительно пишет.
"В последнем понимании Кречмера — тип шизоидного психопата, почти совпадает с тем, что описано Крепелином как Verschroben." (Груня Сухарева)
«Последний анализ Кречмера заключался в том, что тип шизоидной психопатии почти синонимичен описанию Крепелином« Verschrobene »». (Сухарева)
Давайте на этом этапе кратко и просто поясним наш анализ для наших читателей:
(1) Груня Сухарева никогда не утверждала, что обнаружила детский аутизм. Она была преданным доктором медицинских наук, анализировавшая исследовательские работы многих психиатров и генетиков. У нее были личные теоретические союзы с другими исследователями-единомышленниками (Хан, Кюнкель). В своих эссе она много цитирует других психиатров.
(2) Синдром Аспергера Лорны Уинг в 1980-х годах был представлен как «новый диагноз», но он не был новым. Указанный диагноз был получен в результате исследования Ханса Аспергера психопатии в Австрии до Второй мировой войны. Сам Ганс Аспергер не «изобретал» классификацию «аутистическая психопатия». И Груня Ефимовна Сухарева тоже.
(3) Синдром Аспергера или аутизм Каннера фактически то же самое, что и Версхробене или шизоидное расстройство, и эти последние термины получены из группы неврологических вариаций шизофрении.
Заключение? Те, кто стремится к более глубокому пониманию исследований аутизма, могут подумать о том, чтобы вернуться к истокам современной психологии. Три пионера, чьи блестящие исследования могли бы прочитать Каннер, Аспергер и Сухарева:
(1) Эрнст Кречмер.
(2) Эмиль Крепелин.
(3)Е Блейлер
Основным вкладом Крестчмера в науку было его утверждение, что мы можем связать определенные неврологические расстройства с соматическими типами. Доктор Сухарева и его коллеги успешно отметили, что описание Крестчмером «психопатических типов» было слишком широким и недостаточно определенным.5
Е Блейлер представляет особый интерес, поскольку он определил шизофрению как диагноз и заложил основу для последующих подтипов шизофрении. Со временем мы увидим, насколько близки шизоидное расстройство и шизофрения (в следующих статьях).
В заключение еще раз процитируем Груню Сухареву:
"Принимая во внимание дифференциально-диагностические затруднения, возникающие при отграничении шизоидной психопатии от препсихотической и постпсихотической личности шизофренов, мы остановились лишь на случаях длительно нами прослеженных и с подробными анамнестическими сведениями. Другие менее выраженные формы из нашего клинического материала, могущие представить некоторые диагностические сомнения, мы здесь не берем. Все случаи шизоидных психопатий относятся к мальчикам в возрасте от 11–14 лет." (Груня Сухарева)
"Taking into consideration difficulties surrounding distinct diagnostic particularities that may arise - when trying to distinguish Schizoid Psychopathy from any pre-psychotic or post-psychotic personality factors (that relate to Schizophrenics) - we decided to focus on the case histories of those we have studied for quite some time. Those whose anamneses we have well detailed. Other cases - taken from our clinical files that are less defined and may occasion some diagnostic uncertainty - we have left aside. All cases of Schizoid Psychopathy are related to boys aged from 11 to 14 years old. (Grunya Suhareva)
Как мы видим, приведенный выше абзац показывает, что любое различие между шизоидным расстройством и шизофренией было отнюдь не простым процессом. Шесть мальчиков, выделенных в этих случаях, были менее проблемными, и их легче было изобразить как не совсем граничащие с шизофренией. Позже мы увидим, что сам Аспергер изо всех сил пытался отличить шизофрению Блейлера от аутичной или шизоидной психопатии. Еще больше усложняет ситуацию то, что ранние исследования показали, что у взрослых, больных шизофренией, в раннем возрасте проявлялись симптомы, идентичные детскому аутизму. Психиатры и генетики пришли к выводу, что шизоидная патология отличается от шизофрении, но при практической диагностике изо всех сил пытались определить это различие.