Добрый день.
Пишу здесь впервые, потому что чувствую Ваше отчаяние. И хочу поддержать.
Ни один из этих советов Вам может не помочь (все случаи индивидуальны), но точно нельзя опускать руки - и методом «проб и ошибок» Вы найдете правильный путь.
Мы прошли ситуацию, когда к диагнозу СДВГ И ОКР присоединилась агрессия. При этом до этого ребенок был дружелюбным и не агрессивным. А потом приступы агрессии доходили до того, что мог сильно ударить родителей (при очень хороших отношениях в целом), мог схватиться за нож. Ваше отчаяние очень хорошо понимаю....
Наш опыт:
1. Агрессия очень четко усиливалась в связи со школой и необходимостью заниматься (при этом в школе был на очень хорошем счету и среди одноклассников, и среди учителей, конфликтов не было никаких). Как я сейчас понимаю - мы на самом деле даже приблизительно не понимаем, КАК И ЧТО чувствуют дети с СДВГ. Моему в «острый период» было 15 лет, и он уже смог объяснить. Привожу его слова практически дословно: «Во время урока я одновременно сильно чувствую и ощущаю слова учительницы, шум машины на улице, как капает вода в кране, как точат карандаш на задней парте, как течет пот по спине, шаркающие шаги по коридору, как царапает кожу этикетка от футболки - и при этом я еще в голове думаю сразу несколько мыслей: про любимую музыку и музыкантов, про то, как поеду в субботу к бабушке и про своего друга. И это все параллельно с уроком, и не менее сильно, чем то, что говорит учитель»:
Мозг людей с СДВГ функционирует как-то по другому, чем у большинства. Не хуже! А по другому. А вся система образования (и воспитания), естественно, подстроена под это большинство. Думаю, что наука о мозге, которая развивается семимильными шагами, когда-то приведет к таким знаниям, которые позволят сделать образовательную систему более индивидуальной, соответствующей врожденным характеристикам человека. А пока именно родители должны наблюдать и «следовать» за ребенком, а не «ломать» его под стандартную систему. Да, очень сложно, да, это требует много дополнительных сил. Но если «ломать» - то и психика может «поломаться».
2. Если бы вернуть время назад - я бы забрала его из стандартной школы. Или в какую-то частную, небольшую, с более индивидуальным подходом. Или оставила в обычной - но договаривалась с учителями не трогать его по предметам, которые явно не заходили, а просто ставить минимальные оценки (математика-физика-химия не заходили совсем (с репетиторами по всем этим предметам все равно в результате нулевой уровень, английский, история, литература - занимался с удовольствием, но выполнять необходимый объем контрольных, заданий и т.п. - мог далеко не всегда).
Итог - сейчас бы сделала так, чтобы во время школы учил с репетиторами три иностранных языка (это ему нравилось) и совсем не брала бы репетиторов по точным наукам). Надо быть морально готовыми к низким оценкам, не оценки главное.
2. По одной из версий у людей с СДВГ может не хватать в мозгу (особенно в префронтальной коре) нейромедиатора дофамина. Который очень нужен для учебной деятельности и внимания. При этом дофамина выделяется гораздо больше, когда человек занимается чем-то, от чего получает удовольствие. Возможно, именно поэтому люди с СДВГ часто не могут делать
«обязаловку» (дофамина меньше, чем у среднестатистического человека), но могут часами заниматься тем, что доставляет удовольствие (в этот момент дофамина выделяется больше, и все дается легче). Я объясняю здесь эту версию ученых, конечно, очень схематично, можете почитать научные статьи. Но факт остается фактом - в тех занятиях, которые интересуют, люди с диагнозом СДВГ могут быть Добрый день.
Пишу здесь впервые, потому что чувствую Ваше отчаяние. И хочу поддержать.
Ни один из этих советов Вам может не помочь (все случаи индивидуальны), но точно нельзя опускать руки - и методом «проб и ошибок» Вы найдете правильный путь.
Мы прошли ситуацию, когда к диагнозу СДВГ И ОКР присоединилась агрессия. При этом до этого ребенок был дружелюбным и не агрессивным. А приступы агрессии доходили до того, что мог сильно ударить родителей (при хороших отношениях в целом), мог схватиться за нож. Ваше отчаяние очень хорошо понимаю.
Наш опыт и ваша ситуация:
1. Агрессия очень четко усиливалась в связи со школой и необходимостью заниматься (при этом в школе был на очень хорошем счету и среди одноклассников, и среди учителей, конфликтов не было никаких). Как я сейчас понимаю - мы на самом деле даже приблизительно не понимаем, КАК И ЧТО чувствуют дети с СДВГ. Моему в «острый период» было 15 лет, и он уже смог объяснить. Привожу его слова практически дословно: «Во время урока я одновременно сильно чувствую и ощущаю слова учительницы, шум машины на улице, как капает вода в кране, как точат карандаш на задней парте, как течет пот по спине, шаркающие шаги по коридору, как царапает кожу этикетка от футболки - и при этом я еще в голове думаю сразу несколько мыслей: про любимую музыку и музыкантов, про то, как поеду в субботу к бабушке и про своего друга. И это все параллельно с уроком, и не менее сильно, чем то, что говорит учитель»:
Мозг людей с СДВГ функционирует как-то по другому, чем у большинства. Не хуже! А по другому. А вся система образования (и воспитания), естественно, подстроена под это большинство. Думаю, что наука о мозге, которая развивается семимильными шагами, когда-то приведет к таким знаниям, которые позволят сделать образовательную систему более индивидуальной, соответствующей врожденным характеристикам. А пока именно родители должны наблюдать и «следовать» за ребенком, а не «ломать» его под стандартную систему. Да, очень сложно, да, это требует много дополнительных сил. Но если «ломать» - то и психика может «поломаться».
2. Если бы вернуть время назад - я бы забрала его из стандартной школы. Или в какую-то частную, небольшую, с более индивидуальным подходом. Или оставила - но договаривалась с учителями не трогать его по предметам, которые явно не заходили, а просто ставить минимальные оценки (математика-физика-химия не заходили совсем (с репетиторами по всем этим предметам все равно в результате нулевой уровень, английский, история, литература - занимался с удовольствием, выполнять необходимый объем контрольных, заданий и т.п. - мог далеко не всегда).
Итог - сейчас бы сделала так, чтобы за школу учил с репетиторами три иностранных языка и совсем не брала бы репетиторов по точным наукам).
2. По одной из версий у людей с СДВГ может не хватать в мозгу (особенно в префронтальной коре) нейромедиатора дофамина. Который очень нужен для учебной деятельности и внимания. При этом его выделяется гораздо больше, когда человек занимается чем-то, от чего получает удовольствие. Возможно, именно поэтому люди с СДВГ часто не могут делать
«обязаловку» (дофамина меньше, чем у среднестатистического человека), но могут часами заниматься тем, что доставляет удовольствие (в этот момент дофамина выделяется больше и все дается легче). Я объясняю здесь эту версию ученых, конечно, очень схематично, можете почитать научные исследования. Но факт остается фактом - в тех занятиях, которые интересуют, люди с диагнозом СДВГ могут быть очень успешными. Вывод для нас, мам. Наблюдать за ребенком! Нравятся, например, динозавры - начинать читать все о динозаврах, покупать игрушки динозавром, играть в игры с динозаврами. Вы сами удивитесь - как много сложной информации ребенок запомнит за это время про динозавров. Через несколько месяцев понравилось что-то строить - покупаем каску, инструменты, читаем вслух книги про Васю-строителя, всей семьей по вечерам строим дворцы. Нравится футбол - ходим играть в футбол читаем вслух про футбол, играем в футбол. И родители не огорчаются, что эти увлечения очень часто меняются - так у сдвг-шников устроен мозг, они не могут долго удерживать внимание на одном. Значит, они внесут свой вклад в человечество тем, что могут быть разноплановыми))) Кио-то в этом мире будет сосредоточенно решать системные задачи, а наши - будут сильны тем, что будут уметь быстро переключаться, для них тоже найдется, что делать) Внимание! Проводим такие активности «по нтересам» это даже в ущерб занятий чтением и математикой! Особенно, как мне кажется, в 5 лет. Не все могут осилить школу в 5 лет!!! Мой отказался идти в школу и в 6. Пошли в 7. И что?) К семи он был больше готов. И не в плане знаний (чтение, счет, письмо), а в психологическом плане. В 7 коассе, когда нагрузка увеличилась (особенно по математичнским дисциплинам) - появился официальный диагноз СДВГ и ОКР. Появилась сильная агрессия. Стал отказываться ходить в школу. Два года подбирали лекарства. В это же время - продолжал с удовольствием заниматься тем, что нравилось (гитара, спорт, чтение по интересам, индивидуальные занятия английским - очень нравилось!). В этот де период (отказ от учебы и сильной агрессии) - был избран президентом школы на тайном (!) голосовании))))) А уроки сдавали мама с папой.... И продолжали искать «своего» врача.
Вывод: попробуйте убрать стандартные занятия. Попробуйте максимально переключиться на занятия тем, что интересует. Не бойтесь отстать от стандартной программы. Здоровая психика точно дороже.
3. Искать «своего» врача. В какой-то момент от отчаяния (сильная агрессия) мы схватили сына в охапку и показали специалистам в трех разных странах - с вопросом, не хуже ли диагноз, чем СДВГ и ОКР? Все нам ответили, что нет, это именно это. И что надо правильно подобрать лекарство. Мы доверились одному из этих врачей, остались жить рядом с ним на месяц, и в течение месяца под его контролем подбирали лекарство. Это был антидепрессант Золофт, который в нашем случае врач под присмотром довел до взрослой дозировки, поскольку меньшая дозировка в нашем случае оказалась неэффективной (почему так - потом хорошо показал генетический тест). Итог - через месяц вернулись домой, сын пошел в школу, агрессия ушла на 80%. И это все - правильно подобранное лекарство!
Да, учиться (а именно внимательно сосредотачиваться) по-прежнему тяжело, экзамены сдавать (где надо при подготовке много сосредотачиваться) - очень тяжело. Но. Сын начитанный (читает то, что интересует), сам (!) освоил игру на гитаре и барабанной установке, свободно владеет английским (не благодаря школе, а вопреки))), в стабильном настроении, общается с друзьями.
А в 7 классе отказывался от всего и хватался за нож!
4. Физическая активность - много, очень много!
Сын, который в таком возрасте, когда все способен объяснить, говорит: «когда я двигаюсь - мне легче».
Он едет с нами в машине, потом просит остановить, и последние километры идет пешком («мне так лучше»).
Бассейн - очень хорошо. Бег - очень хорошо.
Футбол - любит, но в младшем возрасте было трудно (думаю, тяжело было внимательно следить за ситуацией на поле). Еще одна подсказка. Тяжело дается усидчивость? Надевать наушники с интересным текстом - и вперед, наматывать километры.
очень успешными. Вывод для нас, мам. Наблюдать за ребенком! Нравятся, например, динозавры - начинать читать все о динозаврах, покупать игрушки динозавром, играть в игры с динозаврами. Вы сами удивитесь - как много сложной информации ребенок запомнит за это время про динозавров. Через несколько месяцев понравилось что-то строить - покупаем каску, инструменты, читаем вслух книги про Васю-строителя, всей семьей по вечерам строим дворцы. Нравится футбол - ходим играть в футбол читаем вслух про футбол, играем в футбол. И родители не огорчаются, что эти увлечения очень часто меняются - так у сдвг-шников устроен мозг, они не могут долго удерживать внимание на одном. Значит, они внесут свой вклад в человечество тем, что могут быть разноплановыми))) Кио-то в этом мире будет сосредоточенно решать системные задачи, а наши - будут сильны тем, что будут уметь быстро переключаться, для них тоже найдется, что делать) Внимание! Проводим такие активности «по нтересам» это даже в ущерб занятий чтением и математикой! Особенно, как мне кажется, в 5 лет. Не все могут осилить школу в 5 лет!!! Мой отказался идти в школу и в 6. Пошли в 7. И что?) К семи он был больше готов. И не в плане знаний (чтение, счет, письмо), а в психологическом плане. В 7 коассе, когда нагрузка увеличилась (особенно по математичнским дисциплинам) - появился официальный диагноз СДВГ и ОКР. Появилась сильная агрессия. Стал отказываться ходить в школу. Два года подбирали лекарства. В это же время - продолжал с удовольствием заниматься тем, что нравилось (гитара, спорт, чтение по интересам, индивидуальные занятия английским - очень нравилось!). В этот же период отказа от учебы и сильной агрессии - был избран президентом школы на тайном (!) голосовании))))) А уроки готовили мама с папой.... И продолжали искать «своего» врача.
Вывод: попробуйте убрать стандартные занятия. Попробуйте максимально переключиться на занятия тем, что интересует. В 5 лет еще надо больше играть, не все в этом возрасте готовы к школе. Не бойтесь отстать от стандартной программы. Здоровая психика точно дороже.
3. Искать «своего» врача. В какой-то момент от отчаяния (сильная агрессия) мы схватили сына в охапку и показали специалистам в трех разных странах - с одним вопросом, не тяжелее ли на самом деле диагноз, чем СДВГ и ОКР? Нам все ответили, что нет, это именно СДВГ и ОКР - с проявлением агрессии. И что надо правильно подобрать лекарство. Мы доверились одному из этих врачей, остались жить рядом с ним на месяц, и в течение месяца под его контролем подбирали лекарство. Это был антидепрессант Золофт, который в нашем случае врач под присмотром довел до взрослой дозировки, поскольку меньшая дозировка в нашем случае оказалась неэффективной (почему так - потом хорошо показал генетический тест). Итог - через месяц вернулись домой, сын пошел в школу, агрессия ушла на 80%. И это все - правильно подобранное лекарство!
Да, учиться (а именно внимательно сосредотачиваться) по-прежнему тяжело, экзамены сдавать (где надо при подготовке много сосредотачиваться) - очень тяжело. Но. Сын начитанный (читает то, что интересует), сам (!) освоил игру на гитаре и барабанной установке, свободно владеет английским (не благодаря школе, а вопреки))), в стабильном настроении, общается с друзьями.
А в 7 классе отказывался от всего и хватался за нож!
4. Физическая активность - много, очень много!
Сын, который в таком возрасте, когда все способен объяснить, говорит: «когда я двигаюсь - мне легче».
Он едет с нами в машине, потом просит остановить, и последние километры идет пешком («мне так лучше»).
Бассейн - очень хорошо. Бег - очень хорошо.
Футбол - любит, но в младшем возрасте было трудно (думаю, тяжело было внимательно следить за ситуацией на поле). Еще одна подсказка. Тяжело дается усидчивость? Надевать наушники с интересным текстом - и вперед, наматывать километры. Попробуйте, например, сказки, или что-то еще интересное. Попробуйте совместить движение с обучением. Мы до такого в детстве не додумались (увы), а сейчас слушает лекции в движении.
Вот что я плохо представляю - так это «утяжелители». Но, возможно, наука что-то по этому поводу знает....
5. Когда была агрессия - сыну советовали бить грушу. Не зашло) Сказал, совсем не то, не интересно)))))
А потом сам попросил купить ему барабаны - и как начал лупить))))) Мы на радостях купили ему целую барабанную установку, поставили в подвал - барабанит там часами (обучаясь по интернету), «выпускает пар».
Каждому - свое, надо искать. Без настлия, только интерес.
6. Авторитаризм - точно нет. Не работает, от слова совсем. Дети такие, не потому что они не хотят соблюдать правила, а потому что «не могут». Им самим тяжело, они кучу сил и энергии затрачивают на это, чтобы удерживать внимание (т.е. «работают» в течение дня гораздо больше, чем мы, кому это дано от природы). А когда устают от такой нагрузки и начинают вести себя плохо - мы на них еще и кричим, и авторитарно давим.
Хотя такое их поведение - это сигнал «мне плохо, помогите». (Всем мамам и папам - желаю терпения и здоровья! Мы справимся, зотя временами бывает оооочень тяжело).
7. Генетический тест. Очень рекомендую. Мы додумались до этого уже после того, как удачно подобрали Золофт. Просто у нас в стране его не делают. Я прочитала о таких тестах в научных статьях. И мы сделали его за границей. Поищите в интернете - в США точно делают. Если будет возможность - сделайте.
Да, науке еще далеко не все известно о генетической предрасположенности к психическим расстройствам. Но кое-что, что может кому-то помочь, уже известно.
Есть генетическая панель, связанная с психическими расстройствами. Например, в нашем случае генетический тест показал, что есть мутации в генах, связанных с нейромедиатором серотонином. Причем также есть мутация в гене, которая ведет к тому, что лекарства в организме расщепляются очень быстро, поэтому именно в нашем конкретном случае нужна дозировка максимальная. Если бы мы знали это заранее - то не потеряли бы два года на подбор лекарств! Нам изначально назначили бы Золофт (увеличивает уровень серотонина) в высокой дозе.
Т.е. генетический тест позволяет сделать лекарственную терапию более осмысленной. Поскольку тест дорогой и мало лабораторий его делают - он не введен в общую практику врачей. Но кто «бьется об стену» - может попробовать. Там важно что - в результатах теста будет информации, какие лекарства в вашем конкретном случае будут работать лучше, какие - хуже, а какие могут быть вредны.
Еще раз повторю - науке известно еще далеко не все, не факт, что результаты теста точно что-то подскажут врачам по вашему случаю - но попробовать можно.
Мы, например, очень жалели, что не сделали такой тест раньше.
7. «Классические» препараты от СДВГ сыну не помогают. Пробовали по очереди Страттеру, Риталин, Концерту, Эльвансе. В итоге сын от них отказался, объяснил врачам, что эффект по концентрации внимания очень небольшой, а перевозбудимость очень сильная. Ищем немедикоментозные методы. Делаем упор на занятия тем, что нравится.
7. Золофт сын пьет уже четвертый год без перерыва. Врачи считают, что убирать его пока нельзя. Так что мы продолжаем бороться.
8. Занятия с психологом/психотерапевтом стали помогать только после того, как помогли лекарства. На фоне правильно подобранных лекарств и психотерапия пошла хорошо (опять же - в нашем конкретном случае).
9. Очень важно найти «своего» врача, «своего» психолога и «своих» учителей. Основной критерий - чтобы ребенку было с ними комфортно. Правда, пока ребенку 5 лет - то насчет врача - это сможете оценить только вы.
Мы долго искали. Это трудно, но возможно.
Терпения Вам лично и всей вашей семье!
Очень важно - заботьтесь о себе, организовывайте себе часы передышки вне дома, хоть на пару часов. Надо «переключаться», иначе тяжелые мысли подавляют, и все начинает казаться в негативном свете. А так на пару часов отключились - и снова готовы в бой. Это как рекомендация бортпроводников в самолете по поводу кислородной маски: сначала наденьте маску себе - а потом ребенку. От такого подхода в итоге выиграют все.
P.S. Очень спешила писать, так как надо работать) Извините, если что-то из моих советов прозвучало как однозначная рекомендация. Совсем этого не хотела! Это только наш личный опыт.
Держитесь! Удачи!
P.S. Все-таки напишу. Мой сын точно не осилил бы школу в 5 лет. Вот точно! Это были бы истерики и слезы каждый день. Может и вам рано?...
А в этом году сын поступил на первый курс университета. И учится на английском
Не получится у него выдерживать стандартное обучение в университете - значит, будем пробовать что-то нестандартное. Мы уже опытные)
Пока такая более свободная система обучения ему нравится. Школу при этом вспоминает с содроганием...