Здравствуйте,
1. Запреты могут вызывать у детей бунт в качестве ответной реакции. Объяснимо и давление из вне («дразнят», «другие могут, а я нет»). Как бы то ни было, я рекомендую
не использовать физические наказания, так как это будет стимулировать бунтующее поведение. Бунт, как Вы справедливо описали, может приобретать и тайную форму. Получать желаемое тайком. Полагаю, что разговоры необходимо вести, не акцентируя на запрете. Т.е. акцент необходимо смести с «не», «нет» в иное русло. Например, можно поговорить с ребенком, стараясь максимально объяснить, что придерживаясь определенных правил он сможет быть здоровым и счастливым.
Можно опираться на выгоды, которые несет для него здоровое питание. Можно объяснить, что такой выбор продуктов даже полезен для него и способствует его нормальному и здоровому росту.
2. Важно также, отследить какие еще существуют запреты, не связанные с питанием. Ведь, если для ребенка существует ряд жестких ограничений, пусть в остальном он не будет так ограничен. Таким образом, «нет» и «можно» сбалансируются.
Если есть «запрет», должно быть место и для «разрешения».
Чем более насыщенной и интересной будет жизнь ребенка, чем больше будет способов для получения удовольствий, тем меньшее эмоциональное значение ребенок будет придавать пище. Т.е. сверхценное отношение к запретной еде снизится. Также можно, насколько возможно, подыскать продукты – заменители тем, которые не желательны для употребления. Секции, общение, полноценное и активное функционирование придают жизни ребенка полноту. На счет «тайных» попыток. Тайну легче всего «вскрыть» искренностью, не осуждая при этом.
3. Тема питания ребенка закономерно приобрела сверхценный характер не только для ребенка. Следует снизить общий уровень тревоги в семье, Ваш уровень тревоги, вполне объяснимый.
Тревога ребенка будет снижаться вслед за снижением тревоги семьи, Вашей тревоги. Когда мы переживанием за состояние здоровья близкого нам человека, легко впасть в гиперопеку. Вам следует знать также, что ипохондрические тенденции могут формироваться в подобных условиях и индуцироваться ребенком. Т.е. тревога за ребенка на пике интенсивности переживаний, способна формировать тревожные и иррациональные мысли о мнимых угрозах сначала у Вас, затем ,закономерно, у ребенка. Например, доктор сказал исключить 70% продуктов, а я, «перестраховываясь», исключаю 100%. Или же моя гиперопека может распространяться с сопровождения питания на все остальные сферы жизни ребенка (игру, досуг, любую форму активности и т.д.). Необходимость регулярно питаться (ведь мы все регулярно посредством пищи пополняем энергетические запасы организма), делает процедуру диеты регулярной проблемой. Так можно довести себя до того, что для начала, спокойно чувствовать будете себя только тогда, когда ребенок спит…поблизости от Вас.
Я призываю заботиться о собственном эмоциональном состоянии. Пожалуйста, попытайтесь разумно видеть ситуацию, не становитесь ее заложником.
Я знаю, во всем мире существует немало сообществ, организованных людьми со схожими особенностями. Такие организации легко найти в Интернет – пространстве.
4. Можно также
объяснить более подробно, не вызывая сильную тревогу у ребенка, что из себя представляет целиакия. Например, когда мы едим еда поступает в..., а затем в кишечник. Иногда бывает, когда кишечник слишком нежный для некоторых «грубых» продуктов. Если человек ест «грубые» продукты, его нежный кишечник начинает болеть. Если соблюдать все лишь несколько советов, кишечнику (ребенок не врач, можно вместо кишечника упомянуть и желудок, полагаю не критично, главное донести генеральную мысль, т.е. объяснить) не больно и все будет хорошо. Возможно, со временем, Тебе будет легче или наука изобретет какое – нибудь действенное средство, что бы укрепить нежный кишечник. А пока, если мы будем слушаться советов доктор, Твоему кишечнику будет хорошо, и Ты чувствовать будешь себя хорошо.
Ниже я приведу несколько вариантов того, как можно объясниться с ребенком.
1. «Нет, не проси. Ты же знаешь что Тебе нельзя. Не начинай! Врачи сказали «нельзя». Ты вообще в состоянии понять? Почему это происходит снова и снова сколько раз Тебе необходимо объяснять. Прекрати сейчас же. Иди поиграй!
Постой, покажи, что у Тебя в кармане. Ты опять тащил конфеты, когда был у бабушки? Ты хочешь в больницу, под капельницу, чтобы Тебя резали!? Если Ты не понимаешь по-хорошему, я буду наказывать Тебя.
(У самого мурашки по спине
)
2. «Я Тебя люблю, и мне хочется радовать Тебя. Я понимаю Тебя. Я сама огорчаюсь, когда огорчаешься Ты. Я понимаю, что советы доктора огорчают Тебя, потому что они ограничивают Тебя в Твоих желаниях. Я люблю Тебя и хочу, чтобы Ты вырос здоровым и счастливым! Для того чтобы Ты рос здоровым и счастливым, чтобы Ты не болел, нам нужно прислушаться к советам доктора. Да, Тебе не все можно и не все желательно есть, однако это не говорит о том, что Ты сильно отличаешься от Других мальчиков или с Тобой не все в порядке. С Тобой все в порядке! Я не хочу контролировать Тебя. Ты умный и хороший. Я уверена, что Ты понимаешь, что Ты можешь съесть тайком что-то, однако Тебе от этого может быть плохо. Ты же не хочешь сделать себе плохо. Я тоже не хочу, чтобы Тебе было плохо. И я рада, что мы точно знаем, что нам нужно делать, чтобы Тебе было хорошо! И все будет хорошо! Я всегда Тебя поддержу!»
Удачи!