- Для размещения сообщений необходима регистрация. - Если вы новичок, прочтите раздел Обязательно читать. - Личные адреса администраторов указаны в профиле для обращения по вопросам, которые невозможно или неуместно обсуждать в открытом доступе. Остальные вопросы задавайте только на форуме. - Реклама на форуме запрещена! - Соблюдайте, пожалуйста, Правила форума.
Добрый день! Знаю, что у ребенка 5,5 лет дислексию не диагностируют, да и предполагать ее, наверное, рано. Но есть проблемы с обучением чтению, которые очень беспокоят: 1. Не видит разницу между правильно написанной буквой и отзеркаленной. Если буква перевернута, на боку или нарушено написание элемента, то видит что неправильно. 2. Не понимает принцип соединения букв в слоги. 3. Плюнула на образование слогов, просто заучиваем их. Запоминает очень плохо, пытается играть в угадайку, называя вообще не те буквы. 4. Играем в Зверобуквы, достается карточка со словом аист, далее диалог: - Прочитай, что за буквы на карточке - А И С Т (буквы проговорил довольно быстро, почти слово сказал) - Так что это за слово?(я, радостный наивняк) - Индюк(когда играли на следующий день, аист стал лебедем)
Мамы детей с дислексией, были у вас похожие проблемы? Или все нормально, а я паникер? Но среди знакомых ровесников сына, я никого не вижу с такими проблемами. Наоборот, есть дети которые уже читают, так или иначе. Кроме того, у Лиса дизартрия, онр 3, нарушен фонематический слух, проблемы с мелкой моторикой, ведущая рука не определена.
Ёжка
География : Москва ЗАО СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : дочка Комарик 2013 (теперь уже "та ещё Жужелица")
Милый юноша Ведмедик 2016, он же Клопстер-Гангстер
Принц, это не первые признаки дислексии всё же. на мой взгляд. Это трудности, обусловленные логопедическими проблемами (онр, нарушение фонематического слуха) и незрелостью некоторых нейроструктур (если не определена ведущая рука). В этой ситуации самое вредное - ориентироваться на ровесников. Самостоятельно заниматься обучением чтению я бы тоже не стала, только под руководством логопеда. Не помешает минимум консультация (а то и занятия) у хорошего нейропсихолога (посмотреть, что там со зрительным восприятием - почему не опознается верно и неверно написанная буква, поупражняться на небуквенном материале). Вы не паникер, но пока речь идет о "группе риска по будущим трудностям формирования навыков чтения и письма", и есть пространство для маневров по минимизации этого риска...
Tulpe
География : Riga СДВГ-статус : Мама и папа Г.р. детей : 2006,2013
Были и именно похожие. Только то, что проблемма имено в зрительном восприятии я поняла слишком поздно, после 7 лет, когда вплотную занялась выяснением почему ребенок так и не читает как положено возрасту. Сначала было просто трудности с запомининием букв - очень долго их учили, потом с составлением в слога, потом чтением целого слова, удержанием строчки, терялась в тексте, чтение стало вызывать отторжение, быстрая утомляемость при чтении, ну и все что у вас: угадайка, переставление буквб замена слов вообще на другие
Much
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1995, 2009
У меня у ребенка ОНР и дизартрия. Мы в пять лет читать не учили. Мы пахали на логопеда и дефектолога, на пространственное восприятие, обводилки, больше-меньше на наглядных материалах и еще много чего уже и не помню. Но само чтение мы не трогали. Имхо и вам не надо чтение трогать. Вам лучше заниматься проблемами, которые могут лежать в основе дислексии и дисграфии, снижая риск их развития.
Я полностью согласна со всеми авторами - энергию надо направить в мирное русло. Дислексию вроде сейчас принято ставить в 8 - 9 лет. Просто у ребенка что-то там не сформировано, нежели у ровесников, которые уже читают. Каждый человек развивается по своему плану. Кроме того, не надо учить "принципу соединения букв в слоги", это требует наличия некоторого уровня развития аналитической деятельности, которого в таком возрасте не бывает. Читать можно учить хоть с года, но не так как в школе. Тут используются другие способности маленьких дошколят - сензитивные периоды, хорошая механическая и зрительная память.
У логопатов есть одна особенность - даже если выучили все буквы так, что от зубов отлетают и даже могу прочитать слог, когда начинаешь с ним читать слова и предложения - они внезапно забывают буквы.
Поэтому не надо форсировать, задержитесь пока на уровне "буква - звук", лепите их из пластилина, пишите на земле прутиком, на снегу вытаптывайте ногами, подуть на стекло - написать пальцем, пишите ребенку на спине, он называет букву. макнули пальцем в краску, написали букву. Написали клеящим карандашом - посыпали манкой, песком, крупой. Из лего складывать буквы.
Отгадываете, какой первый звук в слове, придумываете слова на какой-то звук, делите слова на слоги хлопками-шажками-под подбородком. Определяете какой звук - гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий глухой.
В общем работы - непочатый край.
Tulpe
География : Riga СДВГ-статус : Мама и папа Г.р. детей : 2006,2013
Да, это такая фишка дислексиков - плохо работающие межполушарные связи. Сначало проблема из оперативной памяти в постоянную переместить, а потом, когда надо, обратно вытащить. У них вообще очень часто "все помню, все знаю", а потом хоп, "как белый лист" особенно на стрессе.
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
2. Не понимает принцип соединения букв в слоги. 3. Плюнула на образование слогов, просто заучиваем их. Запоминает очень плохо, пытается играть в угадайку, называя вообще не те буквы.
Мамы детей с дислексией, были у вас похожие проблемы? Кроме того, у Лиса дизартрия, онр 3, нарушен фонематический слух, проблемы с мелкой моторикой, ведущая рука не определена.
Пункт 2 и 3 у нас был.. А так же стертая дизартрия.
С 5-6 попытки выучить буквы не удались. В 6 лет я повторила попытку таки выучить буквы. И они уже лучше выучились, но по прежнему не понимал принцип соединения в слоги И да, учили слоги наизусть. Очень долго и мучительно. И к семи годам не зачитал( точнее как бы только- только зачитал, но было понятно, что чего то тут не то...)
Короче, в 5,5 то что Вы пишете еще не криминал, но да, чем логопед будет раньше, тем лучше. Можно пробиваться в логопедический садик, можно, как Мач идти в гос специализированный районный центр, где оказывают логопедические услуги бесплатно, деткам, которые в них нуждаются или можно нанимать логопеда за деньги.. Как кому удобно.
Имхо, хоть мы и пошли по последнему пути, я считаю, что правильно идти через государственные услуги, т к в нужном обьеме организовать реабилитацию лого-деток самостоятельно-очень дорого.
Prince
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011 - Лис
Ёжка, к моему огромному сожалению, у нас в городе нет нейропсихолога. Что там нейропсихолог, даже дефектолога не нашлось( Поэтому с сыном занимаюсь сама + с этого года ходит в сад логопедический. Логопед в саду сообщила, что с декабря начнут учить буквы и слоги заучивать,и вот теперь я не знаю, то ли работать в этом направлении, то ли беспокойно ждать декабря.
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
По азбуке Новиковой именно слоги Заучивают. Там есть первая и вторая части. http://www.labirint.ru/books/72900/ ( или так можно посмотреть: http://www.liveinternet.ru/users/5057605/post332898743 Первая часть-это именно заучивание слогов. Вторая часть это уже осваивание слогового чтения
Или можно по кубикам Зайцева, там не совсем слоги, но типа того( склады, это похоже на слоги), но я не смогла.
Да, это такая фишка дислексиков - плохо работающие межполушарные связи. Сначало проблема из оперативной памяти в постоянную переместить, а потом, когда надо, обратно вытащить. У них вообще очень часто "все помню, все знаю", а потом хоп, "как белый лист" особенно на стрессе.
Я думаю, не обязательно от этого, есть еще процесс "миелинизации нервных волокон", который завершается в среднем к 7 годам, поэтому информация часто теряется по пути. А если у ребенка неврология, миелинизация может задержаться. Поэтому не надо бежать впереди велосипеда и заработывать на свою голову детский невроз или невротический синдром.
Последний раз редактировалось: Toma (Вт 27 Сен 2016 - 13:38), всего редактировалось 1 раз(а)
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
Имхо- ни что не мешает начать сейчас- лепить буквы и слоги из пластилина, рисовать на манке, рисовать пальчиком на спинке у ребенка( а ребенокмугадывает) и т к как пише Тома. Можно еще красками рисовать.
Есть еще такая прикольная методика, когда буквы запоминают через образы, например рисуют букву и пририсовывают ей глазки, ножки, хвостик, ушки и получается буква З-зайка Сама з написана жирно, а зайкамк ней пририсованный тоненько.. Короче, способов сфокусировать внимание ребенка на буквах - тьма тмущая.
Главное, не превращать это для себя и ребенка в невыносимо скучный тягомотный процесс, а как то так устроить, что бы это было увлекательно( гомерический смайл)
На самом деле, когда реальная дислексия, сделать процесс обучения чтению увлекательным, прямо скажем не оч просто , НО НАДО!
Последний раз редактировалось: Чамочка (Вт 27 Сен 2016 - 14:04), всего редактировалось 1 раз(а)
Prince
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011 - Лис
У меня у ребенка ОНР и дизартрия. Мы в пять лет читать не учили. Мы пахали на логопеда и дефектолога, на пространственное восприятие, обводилки, больше-меньше на наглядных материалах и еще много чего уже и не помню. Но само чтение мы не трогали. Имхо и вам не надо чтение трогать. Вам лучше заниматься проблемами, которые могут лежать в основе дислексии и дисграфии, снижая риск их развития.
На самом деле, буквы и чтение у нас не в приоритете. Логопедия и графомоторные навыки как раз больше. Но буквы тоже учим, и в процессе обучения вылезли все эти проблемы. И теперь мне неясно, то ли корректировать это пораньше, то ли отставить пока. Да и если корректировать, то как Проблемы, которые лежат в основе, - это дизартрия и моторика?
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
У Сашуна забывание только что выученной информации затянулся далеко за 7 летний возраст. Я бы сказала даже, что удивительно, что это вообще так хорошо скомпенсировалось.... Хотя, английский, например - языковые конструкции и правила русского языка до сих пор приходится впихивать в него со скрипом( 13-ый год Сашуну уже)
Prince
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011 - Лис
..Но буквы тоже учим, и в процессе обучения вылезли все эти проблемы. И теперь мне неясно, то ли корректировать это пораньше, то ли отставить пока. Да и если корректировать, то как Проблемы, которые лежат в основе, - это дизартрия и моторика?
Я вот как раз в 5,5 это гиблое дело отложила на пол года. Ну не лезло в ребенка... Прям видно было, что бесполезно.
Но оно и в 6 особо не полезло. Кованными сапогами заталкивали
Т к вы в лого саду, имхо, можно на программу садика опереться. В лого садиках хорошие профиссионалы работают. Можно им довериться. Вот начнут там буквы учить и Вы, со своей стороны спокойно и МАССИРОВАННО ЭТО ПОДДЕРЖИТЕ.
Если, не дай бог, дислексия, то эти пол года вам ни какой погоды не сделают.
Последний раз редактировалось: Чамочка (Вт 27 Сен 2016 - 13:54), всего редактировалось 1 раз(а)
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
У них вообще очень часто "все помню, все знаю", а потом хоп, "как белый лист" особенно на стрессе.
Про стресс пока не знаю, но вот когда устает в конце занятия, то все забывает. А устает именно от букв быстро, от слогов еще быстрее.
КОРОТКИЕ должны быть ваши занятия, очень короткие! Но по нескольку раз в день. Типа, 5-7 раз в день, по 3-7 минут. Типа пробежали мимо букв или слогов, висящих на стене и вспомнили за три минуты два слога.
Через пол часа, опять мимо пробегали и опять вспомнили. Сели рисовать- пару слогов нарисовали( ребенок за вами перерисовал и повторил) И все это весело, играючи, не фокусируясь на том, что это занятие.
Это жизнь такая просто - живешь, а кругом слоги. Идешь по улице, нашел листик мама сказала:" ли" и написала мелом Ли. Ребенок повторил и дальше пошли. Заняло 2 минут. Забыл и забыл, в конце прогулки опять повторил, и завтра повторил и каждый день и постоянно. Это такой процесс.
Настройте себя, что это не задача-научить читать, а процесс, игра, которая все время с тобой. Главное не вызвать у ребенка ненависть к буквам и слогам. Как то это надо легко делать..
Сама я, надо признаться бывало и через негатив впихивала обучение чтению, но это уже ближе к школе, когда уже стало НАДО, когда появилась опастность не успеть. Хотя, мы могли спокойно и посидеть еще годик и поучить себе чтение в облегченном режиме.
Последний раз редактировалось: Чамочка (Вт 27 Сен 2016 - 14:07), всего редактировалось 2 раз(а)
Much
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1995, 2009
Проблемы, которые лежат в основе, дизартрия и моторика?
Да, именно они. Кроме них у ребенка видимо еще нарушено пространственное восприятие, что может потом привести к оптической дисграфии. Кроме того фонематический слух надо развивать. Вот Тома написала и я вспомнила, что мы очень много делали упражнений на тему я тебе произнесу слово, а ты скажи - в конце, в начале или в середине ты услышал букву Л (М, Н и проч). Много прохлопывали слов по слогам. Потом мы раскрашивали квадратики, которые соответствовали буквам, в разные цвета в зависимости от того, гласная ли это буква или согласная, твердая или мягкая. Писали рафические диктанты, повторяли рисунок, рисовали одновременно двумя руками зеркальные фигуры. И вообще, я уже ничего не помню Так все быстро выветривается
Если у вас сейчас из специалистов только логопед, привлеките еще дефектолога или нейропсихолога. Нейропсихолога лично у нас не было, у нас был дефектолог. Но, как я понимаю, их задачи должны быть схожи.
Prince
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011 - Лис
Чамочка, я первый раз с Максом пыталась учить буквы в 4. На что я тогда надеялась, самой интересно Естественно, лавочка быстро свернулась. В саду логопед тоже сказала именно заучивать слоги, но даже заучивание дается очень медленно и очень тяжело. Собственно, поэтому мысли о дислексии и начали появляться.
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
Не концентрируйтесь на мыслях о дислексии- это бессмысленно! ПРАВДА! Не все логопедические дети становятся дислексиками!!!!
Просто решайте текущие задачи.
Дислексик будет ребенок в будущем или нет, в любом случае подход к подготовке к школе будет одинаковый, и он будет соответствовать тому, КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМЕЮТСЯ ВОТПРЯМСЕЙЧАС.
Упредить дислексию невозможно. Точнее говоря, все что сейчас будут делать в садике это и будут мероприятия на упреждение возможных( но не обязательных!) будущих проблем с письмом и чтением.
Prince
География : Россия СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 2011 - Лис
Поэтому не надо форсировать, задержитесь пока на уровне "буква - звук", лепите их из пластилина, пишите на земле прутиком, на снегу вытаптывайте ногами, подуть на стекло - написать пальцем, пишите ребенку на спине, он называет букву. макнули пальцем в краску, написали букву. Написали клеящим карандашом - посыпали манкой, песком, крупой. Из лего складывать буквы.
Отгадываете, какой первый звук в слове, придумываете слова на какой-то звук, делите слова на слоги хлопками-шажками-под подбородком. Определяете какой звук - гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий глухой.
В общем работы - непочатый край.
Спасибо за практичные советы. Действительно, стоит разнообразить занятия. Не хотелось бы, чтоб сын невзлюбил чтение.
Чамочка
География : .. СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 2003 + 2003
Помимо тех прекрасных логопедических методов по общему развитию речи, которые даются в лого садике, Помимо ежедневного чтения книг мамы перед сном,очень советую дома много слушать детских аудио книг. Прямо устроить погружение в текст, который постоянно звучит вокруг.
Вот такая, например, есть чудесная книжка с диском, которую можно заслушать до дыр, а потом, что бы еще и мама начитала, а потом еще, когда научится читать, что бы и сам несколько раз ребенок прочитал: http://www.bookstreet.ru/prod_show.php?object_uid=2131652
Практически до полного запоминания... Очень обогащает язык..
Есть еще в ютубе чтение слогов, там один мультик на один слог. Канал Мизяка-дизяка. Но они там их склады называют. Читать научитесь или нет, не знаю, но позитиФФчик точно будет. Но надо дозировать. Вот мультик про звуки "Говорящие звуки", дети почти все любят его смотреть. И там еще полно всего, особенно для мальчиков.
мицу
География : 0000 СДВГ-статус : Другое Г.р. детей : 00000
Принц, У моего дислексия вообще не была видна то 2 класса. Наоборот, он в школу пошёл читающим. Слогом чтением, но бойко. А вот потом поперло. Перестановки слогов, додумывание слов, потеря рабочей строки, дрмысливание. То что у вас, больше похоже на незрослость структур гм. Мозги для чтения не созрели. Имхо
Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Добрый день! Знаю, что у ребенка 5,5 лет дислексию не диагностируют, да и предполагать ее, наверное, рано. Но есть проблемы с обучением чтению, которые очень беспокоят: 1. Не видит разницу между правильно написанной буквой и отзеркаленной. Если буква перевернута, на боку или нарушено написание элемента, то видит что неправильно. 2. Не понимает принцип соединения букв в слоги. 3. Плюнула на образование слогов, просто заучиваем их. Запоминает очень плохо, пытается играть в угадайку, называя вообще не те буквы. 4. Играем в Зверобуквы, достается карточка со словом аист, далее диалог: - Прочитай, что за буквы на карточке - А И С Т (буквы проговорил довольно быстро, почти слово сказал) - Так что это за слово?(я, радостный наивняк) - Индюк(когда играли на следующий день, аист стал лебедем) - проблемы с мелкой моторикой,
Я мама с ребенком без дислексии , но в 5,5 было все из перечисленного . Зачитал после 6 . В школу пошел в 7.4, читал почти бегло, писал , но войну за почерк я проиграла.