Анютка,
Ваши проблемки очень похожи на наши.
Моему сынишке тоже 6 лет. Интеллект прекрасный, но с моторикой - затык.
В 5 лет мы не могли выполнять многие обычные движения (например, бросить снежок или мячик, перекувыркнуться и др.), не рисовали, не могли даже соединить линией два кружочка (линия уходила в сторону), не могли повторить за кем-то даже простые движения и позы, была так же нарушена пространственная ориентация (например, не смог сложить в целое разрезанную на 4 части картинку с матрёшкой).
Мы нашли хорошего невролога, и она нам нам помимо назначения лекарств (курс фенибута и гомеопатические препараты) вот что сказала:
1. Мелкая моторика всегда базируется на общей моторике. Если общая моторика не развита, мелкая тоже страдает. Из этого следует, что надо развивать в 1 очередь общую моторику: отдать ребенка в бассейн и в какое-нибудь восточное единоборство или гимнастику, они очень хороши для этого.
2. Если у ребенка проблемы неврологического характера, в его жизни НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕЛЕВИЗОРА И КОМПЬЮТЕРА.
3. Развитие мелкой моторики должно происходить в том же порядке, в котором оно происходит в норме: от более простого к более сложному. Т.е. сначала ребенка надо научить нанизывать бусы, наклеивать наклейки, собирать мелкие мозаики, потом потихоньку рисовать и лепить, потом уже писать.
И вот что было с нами дальше.
Про телевизор мы объявили, что сломался, день-другой нытья - и телевизор был забыт. Надо только понимать, что сломался - значит сломался, самим смотреть тоже не получится.
Год назад мы пошли на айкидо. Сначала был ужас: Андрюшка не мог ничего повторить, еле-еле выполнял простейшие упражнения, другие дети потешались над ним, он сам ныл "не хочу на айкидо". Но я категорично объявила, что айкидо - это здоровье, поэтому ходить будем + старалась поощрять малейшие успехи + формировать положительное отношение (например, при сынульке с гордостью рассказывала кому-нибудь, что он у нас СПОРТИВНЫЙ, занимается АЙКИДО, вырастет сильным и ловким). Я 1000 раз рассказывала всякие истории, как у других детишек что-нибудь не получалось, потом стало получаться, но не очень хорошо, а потом уже совсем хорошо и т.п. Поговорила с тренером, чтобы его хвалил за малейшие достижения.
Короче, ходил он на айкидо с сентября, успехи были весьма скромные, но кувыркаться научился. И вдруг в апреле случился прорыв: стало получаться! Он всё равно был хуже, чем другие дети, но для себя он сделал огромный шаг вперёд. Сейчас мы уже 2ой год ходим на айкидо, он бегает туда уже с удовольствием.
Еще через месяц-другой сдвинулась с мертвой точки пространственная ориентация, мелкая моторика. Стали собирать паззлы, Лего (до этого вообще не могли). Теперь постоянно требует новые Лего в подарок.
Что касается мелкой моторики, то здесь я очень долго искала, что бы ему понравилось. И нашла! Сначало это были узлы. Под соусом "любой моряк должен научится распутывать узлы, ведь канаты на корабле запутываются" мой капитанчик сначала распутывал простенькие узелочки, потом посложнее, потом настоящие абракадабры! При этом мы начали с толстых верёвок и перешли к более тонким. Потом это были наклейки. Я их скупала в больших количествах, мы Андрюше сделали альбом и он их туда клеил, но не просто, а с классификацией: на одну страницу - самолеты, на другую - грузовики, на третью - рыб и т.д. Потом мы стали играть в нарисованную войну. Это я рисую ему самолёт, а потом подрисовываю схематичный самолётик где-нибудь с другого края листа и говорю "нападаю!"; при этом начинаю медленно-медленно вести линию к его самоляту ("запускаю снаряд"). А он должен меня сбить, т.е. поскорее нарисовать линию к моему самолёту ("ответный выстрел") и изобразить "взрыв" (взрывообразно закалякивается мой самолёт), я тут же рисую новый самолёт в другом месте - и по новой. К концу игры на листе живого места не было. Потом игру усложнили: у Андрюшки была уже эскадрилья, т.е. несколько нарисованных на листе самолётов, и его снаряды должны были в полёте обогнуть своих. Так мы начали хоть что-то чиркать. Потом я придумывала ему другие игры, например, рисую дорожку, а он - дорожный рабочий на специальной машине, должен нанести разметку; со временем дорожка становится извилистой, появляются мосты, разметка где-то сплошная, где-то прерывистая. Короче, надо применять фантазию.
Однако раскрашивание, обведение штрих-пунктирных картинок, копирование по клеточкам отвергалось в жесткой форме. Вдруг ему неожиданно понравилось соединять картинки по точкам (где точки пронумерованы, он любит цифры), потом мы освоили лабиринты. Потом был выжигатель (под моим строгим надзором!), потом подрисовывание мелких деталей к моим картинам (рыбке - пузырьки, домику - окошко, на ёлку - шарики). Сейчас нельзя сказать, что мы хорошо рисуем, но хотя бы появился интерес к этому делу. Андрюшка уже может копировать за мной простейшие рисунки (например, рыбку, машинку, домик и т.п.), даже сам нарисовал вполне автобусоподобный автобус. Линии стали более четкими, не корявыми. Потихоньку учимся писать буквы, правда где только можно "зеркалим".
В общем, прошёл год с лишним - и я, наконец, успокоилась по поводу того, что будет в школе. Вижу, что потянет.
А Вам желаю терпения, фантазии, творческого подхода, не бойтесь неудач и где только можно применяйте чувство юмора. А на айкидо ходите ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Поговорите с тренером, пусть станет он станет Вашим "сообщником". Постарайтесь найти подход к своему ребенку. Я могу Вам еще написать какие-то хитрости и приёмчики, которые помогли МНЕ заставить МОЕГО парня моторно развиваться, но подойдут ли они ВАШЕМУ сыночку??? Пишите, если будет творческий затык. Желаю удачи.
P.S. Кстати, по-моему важный момент. Я не навязывала все перечисленные игры и занятия напрямую, типа "сейчас мы будем распутывать верёвки, потому что ты моряк", а по ходу любой игры на любую тему старалась вставить в сюжет что-нибудь моторное или мелко-моторное и смотрела, что покатит. Или с наклейками сделала вид, что принесла их младшему братишке и начинала ему показывать, как их отделять, как выравнивать, как наклеивать. Старший заинтересовался, "велел" и ему купить наклейки, но только про самолёты, и так пошло. Только не думайте, что я такая талантливо-педагогическая мамашка, написано всё очень гладко, но реально "прокатывало" очень немного идей, часто руки опускались, иногда срывалась на детёныша... Короче, удачи и терпения.