Как же мне не нравится это слово "наказывать"... Если бы этот способ действовал, наши тюрьмы давно пришлось бы закрыть за ненадобностью.
Давайте попробуем отказаться от стереотипа, что ребенка нельзя вырастить без наказаний?
Ваша задача - не наказать (т.е фактически - отомстить), а продемонстрировать ребенку негативные последствия его действий, а еще лучше - помочь определить рамки и границы, согласно которым он мог бы регулировать свое поведение.
Ведь согласитесь, родительская функция состоит именно в этом - научить, помочь.
Ребенок, которому не исполнилось и двух лет, по определению - эгоцентричен. Ему очень сложно предположить, что чувствует другой человек (тем более высокоорганизованный взрослый
) . Для начала его нужно научить этому - озвучивая и называя его состояния - ты рассержен, ты волнуешься, ты радуешься.
Только после этого он сможет идентифицировать эти состояния у других. Дети, в норме, учатся очень быстро, практически незаметно. Но это дано не всем, кто-то раньше овладевает этой наукой, кто-то позже. Это как музыкальный дар - у одного от природы, другому нужно десять лет учится, чтобы достичь такого же уровня. Поэтому, не стоит подходить к ребенку с мерками "он должен понимать"... что маме больно, что папа рассержен и т.п. Возможно ребенок действительно не может пока этого понять. Чувствует негатив, тревогу, а вот почему - для него загадка.
А негативные проявления лучше всего пресекать. Мягко, но твердо
Если Вы видите что ребенок сейчас начнет швырять игрушки - придержите его руку, объясните что этого нельзя делать. Если игрушка уже полетела, и Вы не успели отреагировать - скажите что так делать нельзя, не нагнетайте конфликт, а просто спокойно предложите ребенку положить ее на место.
Это очень сложно - не эмоционировать, оставаться спокойной, но ребенку еще сложнее, в силу его незрелости