|
| Трудности с пониманием текста | |
| |
Автор | Сообщение |
---|
Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| Тема: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 12:14 | |
| Можно, я тоже спрошу? Сын в 5 классе. У него трудности с пониманием текста. Мы занимаемся по рекомендации специалистов. Читаем предложение до точки, потом сын закрывает глаза, представляет картинку, потом рассказывает, что увидел. В целом, картинка получается. Чтобы сэкономить ребенкино время, мы сразу читаем по учебнику домашнее задание. Я стала замечать вот такие оговорки:
Предложение: « Когда в океане образуется остров, вокруг него в теплой воде поселяются живые организмы – кораллы, которые образуют рифы».
Рассказ ребенка: «В море образуются кораллы, вокруг них образуется остров». После вопроса, кто вокруг кого образуется, сын исправляется. Это просто оговорки или это дополнительная проблема с пониманием текста? Как с ней можно работать дома самим?
И еще вопрос, если семантическая дислексия обнаружилась в 11 лет, правильно ли мы делаем, что читаем школьные учебники 5 класса. Может быть стоило начать с чего- то проще? Спрашиваю потому, что вчерашняя фраза из учебника истории меня поставила в тупик.
Филипп (отец Александра Македонского) считал, что если он не может завоевать соседей, то может их подкупить. «В любой крепости найдется калитка, через которую может проехать осел, груженый золотом.»
Какая крепость, какой осел, кто калитку открывал? Cыну это совсем непонятно. Бились, бились, какие только предположения сын не делал, но совсем не те , что нужно. Как быть с такими заковыристыми фразами? |
| | | Мышь Админ
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1990, 1998
Сообщения : 41623 Регистрация : 2008-08-31
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 13:15 | |
| Капелька, извините, что вторгаюсь, мне кажется, это может быть проблема с последовательностью. Что сначала, что потом, что раньше, что позже, где объект, где субъект, что больше, что меньше. Я помню, на тестировании у нейропсихолога моя 16-летняя Мышовна совершенно подвисла на задании "Саша выше Маши, но ниже Сережи, кто самый высокий?" Ее это путает и дезориентирует - приходится представить себе детей по порядку, а лучше - на бумажке нарисовать. Вот он у вас, по-моему, пытался рассказать по памяти, со слуха, не особенно вникая в смысл. А если бы на бумажке нарисовать - вот отмель, вот вокруг кораллы поселились, возник риф - тогда да. Кстати, он не так уж неправ, бывает ведь и обратный процесс - сперва кораллы, потом атолл... Что касается Филиппа Македонского - то тоже расскажите сами, как в темноте, под покровом ночи, в спящей крепости открывается маленькая тайная дверца, и ослик, груженный золотом, тяжело стуча копытцами, проходит в нее - ослика сопровождают агенты Филиппа, золото предназначено чиновнику в правлении города. Он получит золото и будет проводить политику, благоприятную для соседей - то есть этого Филиппа. И город-крепость не будет с ним воевать, а будет дружить. Я думаю, так ребенку будет понятнее. |
| | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 13:25 | |
| Мышь,у нас эту фразу. - Цитата :
- "В любой крепости найдется калитка, через которую может проехать осел, груженый золотом."
ребенок должен был трактовать как "крылатую ", о коррупции и взятничестве,подкупе. Если ребенок понимает ее буквально-считается грубой ошибкой,как при трактовке пословиц и поговорок. |
| | | Мышь Админ
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1990, 1998
Сообщения : 41623 Регистрация : 2008-08-31
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 13:31 | |
| Енн, если ребенок ВООБЩЕ не может понять смысла текста - мне кажется, пусть лучше поймет буквально. А про коррупцию, взяточничество и подкуп - и крылатость фразы - это уже лучше вторым шагом объяснять, после того, как поймет прямой смысл фразы. Точно так же, как "не боги горшки обжигают", например - если ребенок вообще не знает, зачем обжигают горшок, и почему это делают "не боги", и кто они такие... сначала - объяснить буквальный смысл, потом - уже переносный. Все должно делаться постепенно |
| | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 13:44 | |
| Мышь,согласна. Но может параллельно нужно объяснять, что фразы могут иметь и более широкий смысл. Мне очень нравится работа с теме-же пословицами-расширяется словарный запас, тренируется логика,мышление. |
| | | Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 14:15 | |
| Мышь, зачем извиняться, чем больше точек зрения, тем лучше У моего фразы "Саша выше Маши, но ниже Сережи, кто самый высокий?" трудностей сейчас не вызывают. Но мы начали с того, что он вообще не складывал картинку по предложению. Сейчас это получается. Но обнаружилось, что картинка - очень сильное средство запоминания. Если она сложилась неправильно, очень трудно переучить. И вот тут эта последовательность. Очень часто встречается в тексте. Причем, часто - это определения. Дается сначала определение термина. Дальше несколько предложений, расшифровывающих этот термин. И все, катастрофа, картинка на термин сложилась, а расшифровка совсем другая. Вы как-нибудь работали над последовательностью? Если просто объяснять каждый раз, улучшается восприятие? Енн, я тоже думаю, что ребенок должен определять фразу как крылатую. А вот как этого добиться. Если взять пословицы и поговорки без контекста, у сына не будет затруднений. А вот если среди обычного текста попадется незнакомая, то не всегда определит. Мышь, Сын каждый раз "подвисал", когда встречалось одно непонятное ему слово. В Вашей фразе - это слово "но". Мы слепили его из пластилина и подвисание ушло. |
| | | Мышь Админ
География : Москва СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1990, 1998
Сообщения : 41623 Регистрация : 2008-08-31
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 17:35 | |
| Капелька, да никак не работали - поздно пить боржоми, мы это выяснили к концу школы любой нормальный человек, встречая среди текста что-то незнакомое - особенно крылатую фразу - не сразу поймет, что имеется в виду. если посмотрите по переводческим форумам - там регулярно просят растолковать какую-нб идиому. Как добиваться - думаю, разъяснением. Сначала буквального смысла, а потом - применительно к ситуации. я тут рассказывала как-то - у меня в первом классе учительница очень любила фразу "ей хоть наплюй в глаза - а она все равно "Божия роса"!" я это воспринимала в прямом смысле, как свидетельство повышенной религиозности - которая тогда очень осуждалась. Пока она это обо мне не сказала. Вот тогда я очень сильно озадачилась При этом у меня никакой дислексии нет |
| | | Тетя_Песя
География : USA СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : взрослый
Прежний ник : anon Сообщения : 12737 Регистрация : 2008-10-01
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 17:50 | |
| Только текста или подтекста тоже? Спрашиваю потому, что первый случай (с островом) скорее на понимание последовательностей, как уже написала Мышь, а второй (с ослом и калиткой) больше на понимание подтекста, метафор и пр. Первое можно тренировать, а вот со вторым сложно |
| | | Kat, тётушка Чарли
География : Cанкт-Петербург СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1995,2003
Сообщения : 34100 Регистрация : 2008-09-11
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 18:49 | |
| Да, у моего схожая проблема. Многие фразы буквально на пальцах объясняю. Фразу с осликом, ручаюсь, не понял бы без моего объяснения. Большие проблемы в понимании текста математических задач- до недавнего буквально разбирали фразы из задач по членам предложения, что к чему относится. Пословиц до сих пор не понимает, может и понимает, но объяснить не может. Читать не любит. До сих пор ставит неверные ударения, правда в незнакомых словах. ( Ну вот, к примеру, ушАт- это знакомое слово для 14-летнего? Может прочесть как Ушат...). Так и живем... Нынче, в 14 лет, может худо-бедно понять материал учебников по физике, химии, географии. История и литература , особенно критические статьи вне его понимания ( по секрету - моего тоже) |
| | | Тетя_Песя
География : USA СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : взрослый
Прежний ник : anon Сообщения : 12737 Регистрация : 2008-10-01
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 19:01 | |
| Ударения-то можно заучить, а вот с пониманием художественной литературы мука мученическая. В школе пару лет назад им задали писать сочинение по рассказу Фолкнера "Wash", предшественнику " Absalom, Absalom”. Там всё на многослойных нюансах настроений, поведения, невысказанных, угадываемых намерений, традиций, иерархии; он читает и не понимает: слова - понятны, предложения более-менее, смысл до него не доходит Вместе читаем, всё равно не понимает. Часов шесть ушло даже не на сочинение, просто на то, чтобы он понял, что и почему делали персонажи. |
| | | Kat, тётушка Чарли
География : Cанкт-Петербург СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1995,2003
Сообщения : 34100 Регистрация : 2008-09-11
| | | | Тетя_Песя
География : USA СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : взрослый
Прежний ник : anon Сообщения : 12737 Регистрация : 2008-10-01
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пт 3 Апр 2009 - 19:23 | |
| - Kat, тётушка Чарли пишет:
- Анон, но понял?
Очень приблизительно - Kat, тётушка Чарли пишет:
- или вы тоже на пальцах и в лицах все разъясняли?
И на пальцах, и в лицах, и с привлечением всяких аналогий. |
| | | Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| | | | Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 8:53 | |
| Anon, с текстом - точно проблемы. У нас запросто может быть, например, что не организм состоит из клеток, а клетка из организмов. Здесь тоже последовательность? С подтекстом, пока не могу сказать, пытаюсь понять. Слова с переносным значением они уже прошли. Тема затруднений не вызвала никаких. Но и примеры у них были простые. А вот если он читает целый абзац. И смысл последнего предложения зависит от предыдущих, вот тут засада, даже если там не переносный смысл, а буквальный. А уж заковыристые фразы и вовсе непоняты. |
| | | Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 9:11 | |
| Kat, тетушка Чарли! Мы тоже всю началку разбирали задачи по членам предложения! Но сыну это мало помогало |
| | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 12:46 | |
| Капелька,а вы спросите о чем он думает когда читает? У него чтение проходит как отдельная работа,нет внутреннего диалога .Если вы вспомните,как вы читаете,особенно не знакомые тексты-у вас всегда идет анализ,сравнения и расширения прочитанного.Мы просто это не замечаем.А у детей такой процесс можно добиться упражнениями.У совсем маленьких-мы готовим картинку, более большие дети уже картинку представить могут,но этого мала для более сложных текстов,а кроме того картинки чаще всего должны складываться в одну общую картину.Надо более сложная работа.Лучше со специалистом. |
| | | Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| | | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 15:26 | |
| Капелька, как когда.Иногда дети сразу включаются в процесс,а иногда довольно долго формируется эта функция.А вы занимаетесь с логопедом ? И как я поняла,он не все слова понимает.Как работаете над этим? |
| | | troya
География : РФ/ Подмосковье/ Подольский р-н СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 19.07.2001, 16.01.2003
Сообщения : 10695 Регистрация : 2008-09-15
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 20:27 | |
| Енн, я внимательно прочитала ваши рекомендации. К нам тоже проблема понимания текстов имеет прямое отношение. Подскажите, пожалуйста, а в качестве "картинок" могут подойти данные в книгах иллюстрации? |
| | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 21:36 | |
| Троя, для понятия худ.текста целиком-да.Для спец текстов,по предметам-нет. Ведь нельзя все нарисовать,а кроме того это не дает нам внутреннего диалога,при котором обрабатывается информация.Рисунок(чаще всего) существует,что-бы дополнить текст. Вот кусочек текста по которому мы сегодня работали с ребенком 15 лет. Инстинкты обычно представляют собой стабильные комплексы движений,как у одной особи на протяжении всей жизни,так и у разных особей данного вида. Он читает каждое слово и тихонько мне комментирует. .Вот текст который воспроизвел ребенок(там где нет скобок,нет и пояснения,"инстинкт"-заученное понятия,но он может его уже использовать в краткой форме!)- Инстинкты ( реакция организма на раздражения) обычно (почти всегда) представляют( показывают) собой( образец) стабильные( постоянные) комплексы( совокупность) движений,как у одной( единичные) особи( кто-то или что-то) на протяжении всей жизни( от рождения до смерти),так и у разных( отличных) особей( кто-то или что-то) данного( которое имеем )вида. Только не думайте,что ребенок сразу смог так прочитать.Мы с ним занимаемся -2 года.В этом году его переводят в общеобр.школу,правда на 2 класса ниже. Но он закончит школу которая даст возможность учится дальше. Работа трудная,и нудная и не сразу получается,с начала я показываю,как делать.Потом делает ребенок.Нужно начинать с простых предложений слова которого есть в активном словаре ребенка. Наша(моя и твоя) кошка(зверек) кушает(лакает) кашу(такая еда). Решаю несколько задач- Привлекаю к осмысливанию текста,путем понятия отдельных слов. Учу обрабатывать текст,путем внутреннего диалога. Пополняю словарный запас.Перевожу пассивный словарь в активный. Использую только слова-как образ(более трудная работа,чем с картинкой) |
| | | troya
География : РФ/ Подмосковье/ Подольский р-н СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 19.07.2001, 16.01.2003
Сообщения : 10695 Регистрация : 2008-09-15
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 22:20 | |
| - Цитата :
- Нужно начинать с простых предложений слова которого есть в активном словаре ребенка.
Наша(моя и твоя) кошка(зверек) кушает(лакает) кашу(такая еда).
Т.е. начинать нужно с подбора слов-синонимов? Поиграть в "скажи то же самое, но другими словами"? Спасибо, Енн, я думаю, дочь заинтересуется этой игрой, и мы с ней будем в неё играть! Для начала (первый класс!) нам пока и этого хватит. А по поводу понимания худ. текста при помощи иллюстраций к нему,-так у нас сейчас проблема именно в непонимании текстов по чтению (равно как, впрочем, и текстов задач по математике,-но-уже прогресс!-это если дочь сама тексты задач читает). Т.е., на данном этапе мне нужно добиться от дочери понимания прочитанного ЕЮ САМОЙ. А это-пока!-и есть в основном худ.тексты. |
| | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 22:55 | |
| Троя. Вы еще совсем маленькие . Задачи, вообще стоит рисовать.Вы наверное так и делаете. Но вот синонимы-синонимами(хотя то-же для вашего возраста хороши).Я думаю,что она понимает на слух слова,и значения их знает ,а вот при чтении-просто называет слоги, для нее важен сам процесс чтения-как сложения из букв слов.Без представления картинки. Я со своим играла в игру.У меня было море карточек и рисунков и разными действиями и предметами.Малой читал предложения,а потом без пересказа выкладывал это предложение с помощью карточек.А потом наоборот он выкладывал карточки.а я должна была прочитать предложение-было смешно и интересною.Нам помогло,может и вам пригодится. И еще есть такой прием.Не после чтения задаем вопросы к тексту,а перед прочтением. Вопросы вы поясняете,обговариваете.А лишь потом ребенок читает,и в самом тексте еще при чтении пытается найти ответ.Для начала текст из 3-4 простых предложений.Для наших важна цель,а в начале прочтения этой цели нет. |
| | | Kat, тётушка Чарли
География : Cанкт-Петербург СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1995,2003
Сообщения : 34100 Регистрация : 2008-09-11
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Пн 6 Апр 2009 - 23:13 | |
| Елки-палки, Енн, сколько же я упустила... Что-то из описанного вами я делала , найдя способ интуитивно, но ведь не было никакой информации. Логопед исправил ребенку французское р и все Троя, вы чувствуете, как вам повезло? |
| | | Енн
География : Украина СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1989, 1998
Сообщения : 14504 Регистрация : 2009-01-17
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Вт 7 Апр 2009 - 0:07 | |
| - Цитата :
- Логопед исправил ребенку французское р и все
интересный у вас был логопед хотя и это хорошо,я постановкой звуков не занимаюсь,дочь водила то-же к логопеду" на звуки". |
| | | Капелька
География : Подмосковье СДВГ-статус : Мама Г.р. детей : 1997
Прежний ник : Елена М Сообщения : 36 Регистрация : 2008-09-24
| Тема: Re: Трудности с пониманием текста Вт 7 Апр 2009 - 8:56 | |
| Енн, с логопедом мы прошли курс занятий 30 часов. Нам дали методичку для занятий дома. Там целый список слов, над которыми обычно "зависают" дети с такими трудностями. Работа такая. Берем непонятное слово, ищем объяснение в толковом словаре, записываем в блокнот. Обсуждаем значение, лепим слово, лепим картинку к нему, закрываем глаза, представляем картинку мысленно, придумываем предложения с этим словом. ( Нечасто лепим, времени практически нет). Но помогает очень хорошо. После лепки на этих словах зависания уже нет. То что слепили, оставляем на подоконнике, чтобы на глаза попадалось. Еще было рекомендовано читать текст до точки и пытаться представить картинку. Если картинка не сложилась, разбирать предложение по словам, так, как Вы выше описали. Мы так и делаем. Теперь понимаю, что этого мало. Но никак не пойму, что же это за внутренний диалог? Сам себе вопросы задавать должен, какие-то выводы делать? К этому нужно подводить? Теперь понятно, почему у нас литература идет намного лучше. До занятий с логопедом мы читали сначала вопросы в конце темы, потом искали на них ответы. Это немножко облегчало жизнь, но не сильно. У нас уже большие тексты тогда были, и я уже в полном отчаянии находилась. Но если начать с маленьких текстов, должно помочь. Kat,тетушка Чарли. У нас такой же логопед , причем единственный! Чтобы поставить "р", ребенка пришлось в Москву возить. :angry2 |
| | | | Трудности с пониманием текста | |
|
Страница 1 из 2 | На страницу : 1, 2 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |